В Ташкенте состоялась презентация книги «Воспоминания о Савицком». Ее представила автор-искусствовед Мариника Бабаназарова, ученица и соратница легендарного собирателя русского авангарда в Нукусе.
Издание-уникально. Это плод многолетней работы, тщательного поиска материалов о жизненном пути и удивительной подвижнической деятельности создателя в Нукусе музея искусств, о котором теперь говорят во всем мире, — Игоре Витальевиче Савицком. Книга увидела свет на русском и английском языках.
Вызывает уважение то, что Савицкий уже тогда разглядел в Маринике Маратовне столь талантливого , влюбленного в свое дело молодого человека. А она , в свою очередь, очень бережно относится к наследию своего учителя, уже более 42 лет не только трепетно хранит , но и приумножает память об Игоре Витальевиче.
Сейчас уже можно с уверенностью говорить о том, что именно через нее мир узнал о совершенно удивительном музее в Нукусе и его создателе .
Листаешь книгу, которая совершенно великолепно издана в «Бактрия-пресс», и диву даешься как много в ней собрано блестящих статей и материалов по воспоминаниям замечательных людей, которые знали, работали с Игорем Савицким.
Это прежде всего сотрудники музея, художники, владельцы картин, искусствоведы и реставраторы. В отдельных главах представлены воспоминания участников знаменитой Хорезмской археолого-этнографической экспедиции экспедиции, в составе которой работал в начале своего пути Игорь Витальевич. Не менее интересна личная переписка Савицкого с друзьями, художниками, родными и близкими. Но все надо было найти, собрать, обработать, подготовить к печати. И это сделано М.М. Бабаназаровой!
Впечатляют и воспоминания самой Мариники Маратовны:
– Мы собирали материалы все время и после того, как ушла из жизни моя коллега Светлана Турутина в 2005 году, которая мне очень помогала. Потом продолжала сама, но системы не было. Но когда я оказалась на пенсии , появились новые формы работы — записывать интервью. Этим занималась моя сестра Ирина Маратовна. У нас вся семья участвовала в работе музея, привозя , например, книги Жданько из Москвы в Нукус , или выполняя какие-то мои поручения в Москве и многое другое.
Те, кто бывал в музее, знают, что у нас есть коллекция шедевров Нади Леже из ателье Лувра. И вот благодаря ее поддержке, к юбилею Савицкого , были переданы в 1975 году ее подарки нашему музею. Вот ее интервью записали. Но это осталось в аудиоформате. Я тогда уже не была в своей должности , у меня не было помощников. Потому только часть материалов того времени вошла в этот сборник. Может быть в будущем кто-то все это доделает.
В данном случае материалы находились вплоть до последней минуты. И тогда нам помогали многие друзья. Одна из них Зухра Касымова. Она здесь, приехала из Америки, где готовит свою диссертацию и работает в архивах.
Савицкий, будучи кристально чистым человеком, иногда делал невозможное. Им двигала страсть. Мы с ней продолжали поиски и постепенно пазл биографии Савицкого составлялся. Все время находятся все новые и новые материалы. Кто с нами соприкасался, побывал в музее , они нам до сих пор пишут письма.
О том, каким был в реальной жизни Савицкий, как он работал рассказывает в своих воспоминаниях сын известного художника -авангардиста А.Н. Волкова — Александр Александрович Волков:
– Чем же подкупала личность Игоря Савицкого? Одетый всегда очень скромно, если не сказать бедно, он излучал такое страстное отношение к своему детищу, что склонял на свою сторону и заставлял уважать себя даже очень скептически настроенных людей. Очень скоро стало известно, что этот человек не ищет никаких материальных выгод для себя, абсолютно бескорыстен, живет как монах и все тащит в музей. Постепенно складывалась коллекция, работы круга ташкентских художников помогал собирать мой брат Валерий, так как он хорошо представлял себе художественную жизнь, родители его таскали на все обсуждения и выставки с самых ранних лет. Вместе с Савицким они обходили наследников и уговаривали их отдать работы в музей.
Так, Валерий посоветовал пойти к Уралу Тансыкбаеву, к тому времени маститому, обласканному властью художнику, но растерявшему в погоне за славой свой живописный талант. Ранние работы он хранил в своей мастерской и никому не показывал, боясь обвинений в формализме. Игорь сумел его очаровать и получил все ранние работы блистательного периода.
В своей страсти Савицкий был неудержим. Если он нападал на золотую жилу наследия, он использовал ее до конца.
Я помню, как в нашей московской квартире появлялись штабеля холстов из очередной московской мастерской. Меня всегда поражало его умение оплести, легко и играючи, холсты веревкой и потом, одним ловким движением затянуть так , что при перевозке ни один холст не мог пошевельнуться. Потом все грузилось на машину и увозилось на вокзал и в Нукус.
На презентации очень трогательными и запоминающимися были выступления специально прилетевшего в Узбекистан руководителя «Клуба друзей Нукусского музея» Дэвида Пирса, ташкентских знатоков и поклонников жизни и творчества Савицкого – Натальи Глазковой, Барно Тургуновой.
О многом довелось узнать от сидевшей рядом со мной искусствоведа Ирины Богословской. Кстати, она сделала и эти фотографии.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz