Автор вспоминает, как она покупала инжир еще в старом советском Ташкенте.

-В конце лета или ранней осенью я приезжала на четвертом троллейбусе, выходила у памятника Калинину, шла аллеей через ряды магазинчиков, добиралась до фруктово-овощных рядом Чорсу или Октябрьского рынка, как его тогда звали.
Вообще я больше любила Алайский, но вот инжир…. его на Алайском почти невозможно было найти. А я спокойно могла слопать килограмм инжира зараз — молодость, молодость….
Инжир — товар дорогой, Он три рубля килограмм стоил, это очень большая сумма. Так вот, бежишь по рядам с янтарными глыбами наввата, пашмаком и парвардой, изюмом и курагой, добираешься до фруктов. Если очень повезет — за прилавком стоит обязательно картинный узбек: халат, тюбетейка, моя любимая чустская, на черном фоне белые турецкие огурцы, сверху повязан зеленый платок с красным узором… А перед ним — гигантский алюминиевый — непременно алюминиевый, чтобы в дороге не оббился, таз, выложенный листьями-пальчатками.
Ряд листьев, ряд светло- зелено-желтоватых плоских ягод. Довольно крупных. Не слишком похожих на кавказский инжир — более грубый. фиолетовый, толстокожий. Инжир бережно перекладывается в пакет из толстой оберточной бумаги. Товар тонкий, нежный, деликатный…..
Господи, сколько же экзотики — только теперь я понимаю, что это была экзотика, а тогда просто свое, родное, привычное. И запахи — специи, зира, шашлычный дымок — под ногами мягкий асфальт, истыканный каблуками.
По обочинам пыль — пудра, в арыках вода течет лениво, жестянщики бьют молотками по металлу, женщины галдят, ножи с точностью машин рубят морковку на плов – поверите, ни разу мимо не прошла, рот разину и завидую.
Продавщицы-узбечки в платьях из хан-атласа и платках. Батареи бутылок с хлопковым маслом, связки лука и красного горького перца. В ларьках конское мясо висит, горы дынь и арбузов, привычная жара, духота торговых пассажей — обувь, ткани, почтенные старички в парадном входе — беседке, продающие индийский чай и большой дефицит — черный перец молотый, веселая ярмарка перед этим входом.
Магазин «Тахир ва Зухра», спекулянты и спекулянтки, торгующие дефицитом в узеньких проулочках, и два стройных ряда не скрывающихся спекулянтов на главной аллее, ведущей на Навои…
Огромные котлы, в которых жарят рыбу, прямо в кипящем масле, обжорные ряды….
Все это есть только в моей памяти. И больше, как жаль, — не вернется.
Хочу домой. Туда.


«…на черном фоне белые турецкие ОГУРЦЫ…»
вот это что-то новенькое!
перец, миндаль, может быть. но не ОГУРЦЫ!
огурцы это узор
Спасибо за статью! Как-будто побывал в детстве! Уважаемый, Шер! Огурцы это расцветка национальной ткани. Это так называется по-русски. Огромное спасибо!
Спасибо за статью, Татьяна! Вот поэтому мне нравится Ташкент: за вкусные ягоды, фрукты и овощи, которых нигде в мире не найдёшь! И ещё за ташкентцев — симпатичных, вежливых и талантливых, как ВЫ! Пишите ещё!
Круть!