18+
28 Мая 04:47
Онлайн карта распространения коронавируса
Онлайн карта распространения коронавируса
Звездная камера Хаджимурада Валиева

У проходной «Узбекфильма», переминаясь с ноги на ногу, стоял семнадцатилетний мальчишка. Мимо в студию проходили известные с детства актеры, знакомые по многим фильмам. Паренек с каждым из них вежливо здоровался, а те ему улыбались, хлопали по плечу и даже жали руку. Юношеское сердце трепетало. Казалось, что он уже на съемочной площадке…. Вырос он в ташкентской махалле Окибат, что в Рабочем городке. Учился в школе № 63, осваивал фотодело в кружке тогдашнего дворца имени Островского. Поначалу у него была простенькая камера «Смена», потом освоил «Зоркий», «ФЭД», «Зенит». Хаджимурада больше процесса фотографирования привлекала сама оптическая техника, любил ее разбирать и вновь собирать. Когда получил аттестат зрелости, твердо решил идти в кино.

У проходной «Узбекфильма», переминаясь с ноги на ногу, стоял семнадцатилетний мальчишка. Мимо в студию проходили известные с детства актеры, знакомые по многим фильмам. Паренек с каждым из них вежливо здоровался, а те ему улыбались, хлопали по плечу и даже жали руку. Юношеское сердце трепетало. Казалось, что он уже на съемочной площадке….

Вскоре на мальчишку обратил внимание вахтер. Спросил, зачем явился в студию?

— Да вот хочу у вас работать! — отчеканил Хаджимурад.

В отделе кадров его вежливо выслушали. Узнав, что он непременно хочет быть киноактером, посоветовали поступить в профильный вуз.

Однако судьба распорядилась иначе.…

Вырос он в ташкентской махалле Окибат, что в Рабочем городке. Учился в школе № 63, осваивал фотодело в кружке тогдашнего дворца имени Островского. Поначалу у него была простенькая камера «Смена», потом освоил «Зоркий», «ФЭД», «Зенит». Хаджимурада больше процесса фотографирования привлекала сама оптическая техника, любил ее разбирать и вновь собирать. Когда получил аттестат зрелости, твердо решил идти в кино. Ярким примером являлись некоторые соседские сверстники, уже снимавшиеся в массовках на «Узбекфильме». Но ему казалось, что он непременно должен играть если не главные, то хотя бы роли второго-третьего плана.

Так вот после того неудачного посещения студии юноша не растерялся, выбрал свой путь. Правда, он не был усыпан розами на алой ковровой дорожке. Подался поначалу на тракторосборочный (впоследствии агрегатный) завод, стал учеником токаря и наладчика станков. Армейскую службу начинал в Термезе, а завершил в Группе советских войск в Германии.

После демобилизации на вопрос родителей «Кем будешь?» Хаджимурад Валиев твердо заявил: «Хочу работать на киностудии. Неважно кем, но именно там…». Протеже ему как ни странно составил дядя Мумин-ака — водитель автобазы «Узкинохроники». Так он оказался в кабинете ее тогдашнего директора, знаменитого режиссера и оператора Малика Каюмова. Собеседование длилось минут тридцать. Мэтр кинодокументалистики расспрашивал новичка о разном. Видимо, он почувствовал настырность юноши, убедился, что из него будет толк, и зачислил в цех ремточмех, где технари готовили к съемкам различную кино- и вспомогательную аппаратуру.

Как правило, в студию приходили выпускники ВГИКа, Ташкентского театрально-художественного института. Однако в «Узкинохронике» уже давно выросла плеяда режиссеров  и операторов, которые свою творческую карьеру начинали именно в том самом цехе ремточмех, откуда «родом» и герой нашего сегодняшнего рассказа. Работу совмещал с учебой в кинотехникуме и институте культуры. Поначалу Хаджимураду доверили дублирование различных киножурналов с узбекского на русский и наоборот, и тут его наставником стал известный филолог и переводчик Маннон Гани.

А дальше уму-разуму кинодокументалистики его учили маститые режиссеры Малик Каюмов, Даврон Салимов, Турды Надиров, Исай Гибалевич, Ариф Турсунов, мастера последующего за ними поколения, такие, как Бахадыр Музаффаров, Гайрат Шадманов, Уктам Ризаев, Валерий Погосьянц и многие другие. Каждый из них внес свою частицу души и сердца в становление кинорежиссера и художественного руководителя нынешней творческой гвардии «Узкинохроники» Хаджимурада Валиева. Жаль, что многие его наставники уже покинули этот мир, но остались их фильмы, а в памяти – их подсказки, практические уроки в ходе совместных съемок…

Казалось бы, что вчера-позавчера состоялся его режиссерский дебют в фильме «Пролог», где ему доверили мини-очерк о юной балерине Насибе Алимовой, впоследствии ставшей примой на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Ан нет, оказывается, минуло аж с тех пор 27 лет. Вслед за этим была картина на актуальную тему тех лет — «Нужны ли нам таланты?», посвященная выпускникам Ташкентского хореографического училища, которые прославили нашу балетную школу в Москве, Ленинграде, Новосибирске.

Самый расцвет в режиссерском таланте Х.Валиева пришелся на минувшие двадцать лет. Сейчас в послужном списке кавалера ордена «Дустлик» — более ста документальных киноновелл. Причем, наиболее урожайными для него оказались последние пять лет, на которые приходится добрая половина творческого «багажа» их создателя, отмечающего сегодня свое 60-летие. К числу наиболее удачных искренних лент можно отнести «Фикр оламини султони» (о Маргилони), «Хожаи жахон» (о Гиждувони), «Сад Кадири», «Сирли белгилар» (о тайнах наскальных рисунков в Навоийской области).

Вместе с автором этих строк чуть мы позже вернулись в эту Кызылкумскую пустыню, когда нам довелось вместе с Х. Валиевым и оператором А. Тулягановым снимать фильмы «Нур яратувчилари» (о энергетиках этого региона) и «Истикбол» об авиаторах Навои, которые первыми стали основателями одноименной свободной индустриально-экономической зоны.

Я, лично, наверное, опередил события, что так давно знаю этот талант «Узкинохроники». Помню, как Хаджимурад нас с оператором Абдуллой Тулягановым провожал в трудный рейс на вертолете в Сергелийском аэропорту на высокогорную гляциологическую станцию «Ледник Абрамова», что тогда существовала под эгидой Узгидромета на Памиро-Алае. В салоне Ми-8 не оставалось места, мы летим в горы высокие – не знаем, что там (а это было в апреле), а Валиев говорит:

— Ака, Вы в данном случае будете режиссером съемок, я вас всех буду ждать… Снимите так, как есть…

Там, по пути в горы у меня с Абдуллой, гляциологами и с собакой Лайкой (она летела, кстати, к своим щенятам, которые выросли к тому времени у зимовщиков Узгидромета), произошли интересные вещи. Лайка первой сквозь высокие снега сумела, раньше гляциологов, добраться до выросшего в горах своего потомства.

Вернулись после разных воздушных приключений в Сергели. Хаджимурад, весь световой день там нас ждавший, спросил нас:

— Хорошие ли вы кадры, ребята, там, в горах отсняли?

Я лично сказал Хаджимураду:

— ОК! У нас в фильме будут уникальные кадры!..

Когда автору этих строк кажется «хорошо» или «плохо», то он говорит: «Вайдод!». В итоге те кадры, теперь оказывается ставшие уникальными, при монтажной технологии, благодаря Х. Валиеву, стали составной частью нашей киноповести «САР-спецавиаработы» – о дочерней компании НАК «Узбекистон хаво йуллари», которая обслуживает МЧС, Узгидромет, СНБ, МВД и другие силовые и спасательные службы нашей страны.

Вы знаете или нет, но мне, как сценаристу документального кино,  не без подсказки Хаджимурада Мухамеджановича, доводилось быть в разных совместных киноэкспедициях.

Обычно сценарист фильма «накатал» текст, а дальше снимайте, как хотите. У Валиева такой принцип – едем вместе на киносъемки, ситуации могут меняться и, с учетом, этого впоследствии будет писаться дикторский текст…

Да, согласен, но режиссера движет идея автора, с которым потом надо доводить до ума дикторский текст. А он, текст, может, согласно ситуации, быть на узбекском, русском, английском, арабском и других языках…

… За последние годы Х. Валиев интенсивно работает над разными фильмами на актуальные темы, касающиеся разных этапов современной истории Узбекистана. Это были документальные сериалы – об истории и современной жизни Ташкента, об антикризисной программе Узбекистана, о новаторах в разных сферах экономики, науки и образования нашей страны. Это киноочерки о героях Узбекистана «Сор бургутни кукни излайди» («Соколы стремятся ввысь» — о пилоте-инструкторе НАК З. Сайдазимове), «Нур яратувчилар» («Энергетики» — о энергетике Комиле Ибрагимове), а также о наших современниках «Мен излаган фарогат шу дур» («Это моя тропа» — о дважды покорителе пика Эверест Ильясе Тухватуллине), «Самоларда колган излар» («Небесные следы» — о летчиках-испытателях ГАО «ТАПОиЧ»), «Лочинлар парвози» («Соколиный полет» — об орнитологической службе аэропортов). Приплюсуем серию киноновелл об авиаторах Узбекистана, о тех, кто с детских лет мечтает о полетах в космос и их наставниках.

А в минувший год у нашего юбиляра был звездным в буквальном смысле. Он стал дважды лауреатом – Международного регионального фестиваля «Спорт в кино и на телевидении» в Ташкенте и того же Всемирного финала в итальянском Милане, — за фильм «Снаряжения скакуна», победителем республиканского творческого конкурса «Энг улуг, энг азиз» — за киноленту на тему о духовных и моральных традициях нашего народа.

В канун 60-летнего юбилея я спросил Хаджимурада Валиева:

— Эй, мой друг-коллега, куда Вас влекут новые пути-дороги?

Седовласый, немного лысоватый режиссер задумался, почесал в затылке, улыбнулся и сказал:

— Наверное, поеду скоро в Шахрихан, где живет удивительный учитель химии и биологии Камолидин Гопуров. А задумок много! Но не забываю, что к нам пришло новое молодое поколение, хотят работать в кинодокументалистике. Например, вот-вот собирается у нас дебютировать как режиссер наша практикантка – выпускница Института искусств Наргиза Саидазизова. Значит, надо с нашими коллегами ее, как говорится, благословить, сказать ей напутственные слова…

А днями стало известно, что наша недавняя 26-минутная новелла «Дон Кихот из Кызылсая», посвященная памяти нашего земляка, космического академика и педагога Шавката Вахидова, представлена на Международный творческий конкурс «Первый в космосе». Он объявлен Фондом «Русский мир» и посвящен Международному году космонавтики под эгидой ЮНЕСКО – в честь 50-летия первого полета человека на околоземную орбиту – Юрия Гагарина.

В старину говорили: наставник тот, когда ученик превосходит учителя. Дай звезды, пусть так будет всегда!

На снимках:

1. Х. Валиев у родной студии «Узкинохроника».

2. Х. Валиев – в Милане после получения лауреатского звания.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...