18+
29 Марта 13:05
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Последнее «Прощай!» ташкентского авиазавода

Два военно-транспортных самолета Ил-76МФ в ближайшее время сойдут со стапелей Ташкентского авиационного производственного предприятия, сообщил руководитель авиационного комплекса «Ильюшин» Виктор Ливанов. Российские самолеты предназначены для Иордании.

Два военно-транспортных самолета Ил-76МФ в ближайшее время сойдут со стапелей Ташкентского авиационного производственного предприятия, сообщил руководитель авиационного комплекса «Ильюшин» Виктор Ливанов. Российские самолеты предназначены для Иордании.

Контракт, правда, выполняется российской стороной со значительной задержкой. Главная причина- отказ ТАПОиЧ войти  в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Что в свою очередь затормозило ход выполнения заказа.

Судя по всему-это последние самолеты, собранные в Ташкенте. Ташкентский авиазавод объявлен банкротом.

Газета «Новости Узбекистана» напоминает о славной истории  завода, который когда-то был пятым в мире по мощности.

Начиналась все в далеком и грозовом декабре 1941 года, когда из подмосковного города Химки в солнечный Ташкент был перебазирован авиационный завод. 17 железнодорожных эшелонов с оборудованием и людьми, сквозь бомбежки фашистских стервятников, в течение нескольких недель добирались до столицы Узбекистана. Добрались далеко не все. Но уже в январе 1942 года завод возобновил работу на новом месте.

За короткое время в невероятном аврале была выполнена грандиозная работа. Прибывающее оборудование размещалось на открытых площадках, а уже потом строилось само здание цеха. Сборка самолетов была начата сразу по прибытии первых эшелонов из поступающих деталей, узлов и агрегатов в ангаре на аэродроме. Заготовительные и механические цеха начинали работать под открытым небом. Работа шла круглосуточно. Официально был установлен 12-часовой рабочий день, но большинство заводчан работали сутками и спали прямо в цехах. Кроме нормы хлеба есть было нечего, люди голодали, но не роптали. Главным и постоянным блюдом был суп из макарон, которые в тарелке можно было пересчитать по пальцам. От постоянного чувства голода отвлекала только работа.

Такое мужество, героизм, самоотверженный труд голодных, неустроенных с жильем людей, работающих до полной потери сил и ни на что не жалующихся, заслуживает уважения и памяти последующих поколений.

В 1942-1945 годах в столице Узбекистана произвели 2258 новых самолетов Ли-2, созданных на основе американского «Дугласа». Так что вклад ташкентских самолетостроителей в победу над немецкими захватчиками огромен.

После  воны было создано первоклассное авиационное предприятие, которое объединяло три завода в Ташкенте, Фергане и Намангане, где трудилось до 50 тысяч рабочих и инженеров. Можно долго рассказывать о мощной социально-бытовой инфраструктуре предприятия – сотнях тысячах метров жилья ( 4-й жилгородок в Ташкенте), больницах и поликлиниках, десятках детских садов и ясель, детских лагерях и пансионатах (чего стоят «Золотые пески» на берегу озера Иссык-Куль!) и многое другое. Серийно производились лучшие в мире транспортные самолеты, например, авиагигант «Антей» или ИЛ-76.

Не случайно, Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова было награждено четырьмя орденами. В 1982 году, когда состоялось вручение очередного ордена, в цеху от небывалого наплыва рабочих рухнули стапели. И Генерального секретаря ЦК КПСС от неминуемой гибели спасла охрана, он отделался переломом ключицы.

ТАПОиЧ был настоящей кузницей кадров для всей республики. Отсюда выходили руководители государственных структур и общественных организаций городского и республиканского масштаба. В том числе и Ислам Каримов.

…Любовь моя, ТАПОиЧ! Так могут сказать об этом славном предприятии тысячи и тысячи людей старшего поколения, отдавшие ему часть своей жизни, своими трудолюбивыми руками и интеллектом создавшие ему славу и величие. Потому что быль об авиазаводе имени Чкалова, которая уже стала легендой, останется на века, пишут «Новости Узбекистана».

Насколько  известно,  Россия отныне будет сама выпускать военные грузовики ИЛ-76. Их будут собирать на заводе в Ульяновске.  Также Москва отказалась от совместного с Узбекистаном выпуска пассажирских самолетов ИЛ-114. Теперь вместо них начинается сборка с Украиной АН-140  в Самаре.

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности