Либерализм – это безусловно великая мировая идеология. Идеология, вытекающая напрямую из постулатов и базовых ценностей эпох Возрождения и Просвещения.
Либерализм – это безусловно великая мировая идеология. Идеология, вытекающая напрямую из постулатов и базовых ценностей эпох Возрождения и Просвещения. Идеология, провозглашающая в качестве базовых ценностей свободу, разум и собственность: каждый человек от рождения достоин свободы, каждый человек потенциально достаточно разумен, чтобы распорядиться своей свободой, но на деле он окажется действительно свободен только тогда, когда будет обладать собственностью. То есть нельзя быть свободным, не имея собственности и будучи обреченным на экономическое подчинение и угнетение.
Кстати, если вдуматься, эти три ценности в равной степени принимаются и разделяются и другой мировой идеологией – коммунизмом: различие заключается в нюансах трактовки этих ценностей. Первый изначально считал необходимым гарантировать человеку экономическую самостоятельность через наделение каждого частной собственностью, второй – через гарантии каждому его доли в общественной собственности. Но и тот, и другой были уверены, что человек, лишенный собственности будет поставлен в экономически подчиненное положение, а в результате окажется лишен и политической свободы, даже если она для него будет продекларирована.
Теоретически, либерализм – это один из необходимых компонентов становления человеческого сознания и человеческой истории, человеческого прогресса.
Однако в современной России для значительной части общества слово «либерал» оказалось неким видом бытового и политического ругательства, даже в известной степени эвфемизмом, означающим нечто близкое слову «людоед». И хорошего здесь, на самом деле, мало. Но так получилось вовсе не потому, что Россия оказалась враждебна идеям либерализма и базовым для него ценностям гуманизма и просвещения.
Именем либерализма в России прикрываются люди, не имеющие к нему никакого отношения
Просто либерализму в России не повезло – его именем прикрываются люди, называющие себя либералами, использующие риторику либерализма, но никакого отношения к либерализму не имеющие.
Еще в 90-е годы польский политолог Семен Шацкий, исследую политические и идеологические процессы в Восточной Европе, обратил внимание на явление, которое он тогда назвал «протолиберализмом». Оно заключалось в том, что определенные группы общества, ведя борьбу против коммунизма и социализма, использовали как оружие либеральную риторику и либеральные знамена, будучи на деле абсолютно чужды либеральным ценностям, не понимая и не разделяя их.
Для них либерализм означал не приверженность идеалам разума и свободы, а их собственное право на избранность, право на роль интеллектуальных гуру, право стоять выше общества, презирать общество, поучать его и, в конечном счете, не считаться с ним. Это же произошло и в России. Причем, с момента возникновения этого явления до сегодняшнего дня прошло достаточно много времени, а «протолиберализм» так и не сумел преодолеть свое прото – и стать собственно либерализмом. Он, скорее, закостенел в своей извращенной форме, его сегодня нужно называть не прото-, а квазилиберализмом.
Либерализм выше всего ценит свободу – квазилиберализм полагает, что она заключается в свободе его носителей не подчиняться желаниям и настроениям большинства на том основании, что они выучили слово «либерал».
Мировой либерализм давно отказался от рыночного фундаментализма и встал на путь государственного регулирования экономики – квазилиберализм навязывает обществу требования рыночной экономики, не считаясь с их катастрофическими последствиями.
Либерализм полагает, что любой народ имеет право жить в соответствии с теми идеями и ценностями, которые он разделяет – квазилиберализм полагает, что народы должны жить по тем правилам, которые для них будут написаны его представителями.
Либерализм считает высшим носителем и источником власти народ, и признает его суверенность – квазилиберализм считает, что суверенитет народа – ничто в сравнении с нормами, правилами и декларациями, провозглашенными группой «избранных стран», которые он признает достойными подражания и требует подчинения воле этих стран и контролируемых ими международных организаций.
При этом в России люди, называвшие себя либералами, столь опорочили это на деле вполне благородное имя, что сделали его ругательством, и сами оказались отторгнуты и презираемы обществом.
Но, если общество их отвергает, то на уровне элиты они оказались в заметной мере сохранены, и в виде части ее представителей, и в виде маргинальных групп политического класса. И, особенно, на уровне охватывающего две предыдущие группы «квазилиберального лобби». Квазилиберальные активисты создают по избранным датам шум на площадях, имитируя, с одной стороны, «народный протест», а с другой – формируя театральный образ его «подавления властями».
Квазилиберальные пропагандисты и агитаторы в подконтрольных СМИ формируют соответствующую информационную волну, создавая в целом искаженный образ общественных симпатий и пристрастий.
Квазилибаралы, сохранившие положение на высшем государственном уровне, опираясь на этот шум инициируют рыночно-фундаменталистские экономические инициативы и упорно пропагандируют их, как во власти, посредством личного влияния, так и в обществе, посредством контролируемых ими СМИ.
Квазилибералы в интеллектуальной сфере и сфере консалтинга не всегда громко, но настойчиво и упорно повторяют свои псевдолиберальные рекомендации для власти, в очередной раз создавая впечатление, что «иного не дано».
Квазилибералы отторгнуты обществом на публично-политическом уровне
Квазилиберальные историки продолжают фальсифицировать каждый эпизод предыдущей, особенно, советской истории, формирую негативные представления о прошлом страны, причем, получают для этого все возможности и эфирное время электронных СМИ. Сохраняя при этом подчас статусное положение во главе академических НИИ, а иногда и ведущих ВУЗов страны.
Обычно они банально необразованны и вызывающе лживы. Однако, как только они получают более или менее заметный публичный отпор, то мгновенно используют все свои клановые возможности для кулуарного и административного давления на своих оппонентов и оказавшихся для них опасными специалистов. Как это было в истории с профессорами МГУ Вдовиным и Барсенковым и организованной по отношению к ним травлей со стороны квазилибералов во главе с Николаем Сванидзе.
Квазилибералы отторгнуты обществом на публично-политическом уровне. Они изгнаны из парламента и приличного общества. Но они допущены на экраны и в НИИ, в консалтинговые властные центры и в сами структуры власти, в посольства известных держав и некоторые ВУЗы, в кабинеты власти и в неформальные элитные площадки общения.
Они ненавидят и презирают ценности и настроения большинства населения и имеют мощное клановое влияние. В частности, выдавая себя в глазах российской власти и международных структур за носителей общественного мнения.
Они отторгнуты народом, но остаются влиятельным фактором искажения его воли и атавистическим препятствием на пути ее осуществления.
Они сегодня активизировались и вновь мешают развитию общества, навязывая ему свои рыночно-фундаменталистские и элитистские человеконенавистнические представления и проекты.
Он изгнаны из парламента, но они должны быть изгнаны и из иных сфер, где еще сохраняют возможность противодействовать воле и ожиданиям общества.