Россия «зависла» между развитыми и развивающимися странами. Производительность туда низкая (например, в машиностроении она отстает от мирового уровня в шесть раз), зато социальные стандарты, в отличие от развивающихся стран, высокие.
Россия «зависла» между развитыми и развивающимися странами. Производительность туда низкая (например, в машиностроении она отстает от мирового уровня в шесть раз), зато социальные стандарты, в отличие от развивающихся стран, высокие. По мнению президента «Группы «ОНЭКСИМ», члена Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию Михаила Прохорова, этот дисбаланс не дает государству конкурировать в глобальном мире. Требуется пересмотреть трудовые отношения, считает он.
«Утечка» в пользу профсоюзов
Прохоров заметил, в прессу попали рабочие документы «Комитета РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям», который он возглавляет. Утечка была организована из РСПП в пользу Михаила Шмакова, председателя Федерации независимых профсоюзов России, у которого, по словам г-на Прохорова, были сложности с переизбранием. Профсоюзный лидер ухватился за тему «60-часовой рабочей недели» и попытался использовать ее в своих интересах, что ему удалось. Комитет по рынку труда, по словам Михаила Прохорова, предлагал техническую поправку, суть которой сводится к тому, что по желанию работника и без оформления никому не нужных бумаг работать на полторы ставки на своем основном рабочем месте. Предложение было нацелено на упрощение оформления совместителей.
Изменения в Трудовой кодекс
Зачем нужны изменения в Трудовой кодекс? Весь мир живет в постиндустриальной экономике, а все трудовые отношения, по сути, взяты из КЗОТа 1971 года. В тот период требовалось бороться с бешенной текучкой, и была задача закрепить людей на своих местах. При этом нынешний Трудовой кодекс обходится на 10 процентов дороже КЗОТа, заявил Михаил Прохоров, ссылаясь на проведенные исследования.
Трудовой кодекс должен стимулировать и работодателя, и работника к взаимодействию. Требуется также, по мнению Михаила Прохорова, внести изменения в законодательство о занятости социальном страховании и пенсионной системе. Мы не конкурентоспособны в области трудовых отношений, если сравнивать Россию с развитыми или развивающимися странами. Сейчас вся система трудовых отношений борется с бедностью и талантливый сотрудник не имеет преимуществ перед другими. Кроме того, нынешний Трудовой кодекс ориентируется на промышленных работников, а у нас сейчас – прежде всего сервисная экономика, говорит он.
Выступая на семинаре «Модернизация экономики России», организованном Консультативной рабочей группой Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию России и клубом региональной журналистики, он отметил, что мобильность рабочей силы характеризует зрелость экономики. В России она ниже в семь раз, чем в США. Цена переезда за границу стала дешевле борьбы в России, подчеркнул он.
Во всем мире созданы миллиарды дистанционных рабочих мест, у нас до сих пор остается понятие «надомник», который «точит какую-то деталь», говорит Михаил Прохоров. Все американские call-центры размещены в Индии. «Почему женщина-главный бухгалтер российского предприятия, родив ребенка и находясь в декретном отпуске, не может делать бухгалтерский баланс на своем домашнем компьютере?» – спрашивает Михаил Прохоров, поясняя социальную значимость инициативы РСПП. Дистанционная работа разрешает проблему многих неработающих сегодня матерей, важна она и для 12 млн российских инвалидов.
Трудовой кодекс не подразумевает возможность уволить сотрудников, выплатив им выходные пособия в случае кризиса, но спасти предприятие. Другим важным элементом, значительно изменяющим трудовые отношения, может стать распространение срочного трудового договора, который, с одной стороны, выгоден работнику, гарантируя его права на время действия договора, и работодателю, поскольку позволяет уволить нерадивого работника по окончанию срока действия договора без усложненной процедуры. Михаил Прохоров считает, что тем самым удастся уйти от «двойных стандартов», поскольку больше не будет заявлений с открытой датой при приеме на работу.
«Трудовой кодекс должен стать социальным лифтом для людей, – считает Михаил Прохоров. – И превалировать должен срочный трудовой договор, как это происходит во всем мире, чтобы человек имел возможность вписать туда со своей стороны все интересующие его вопросы и чтобы он мог свободно перемещаться на рынке труда. Не устраивают трудовые отношения – меняй место работы и заключай новый срочный договор. При этом такой договор может перезаключаться на новый срок, заключаться на новых условиях».
Отставание от реалий распространяется на сборник профессий, который сегодня содержит 7 тыс. профессий, в то время как во всем мире их до 700 тыс. Государство совместно с бизнесом должны сделать публичный заказ на профессии и рабочие места, которые будут востребованы современной российской экономикой.
Руководитель Комитета РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям заявил, что комитетом и привлеченными экспертами подготовлена работа «Зачем в России нужен новый Трудовой кодекс», которая будет представлена общественности в апреле.
Концепция рынка труда
По мнению Михаила Прохорова, государство вместе с бизнесом должны сформировать свой публичный заказ на специалистов и, исходя из него, реформировать профессиональное образование. Страна, как считает член президентской комиссии по модернизации, испытывает дефицит острый рабочих профессий. Следует сделать работу специалиста престижной и высокооплачиваемой.
Он рассказал забавную историю, характеризующую состояние современной системы профессиональной подготовки. В бытность Александра Хлопонина губернатором Красноярского края они вместе побывали в ПТУ. Будущих автослесарей – 200 человек – готовили в нем на «Москвиче-412», лет двадцать как уже снятого с производства. Тогда Прохоров предложил: «Вот БМВ, найдите у нее аккумулятор – за 100 долларов». Прохоров, смеясь, рассказывает: «20 человек искали аккумулятор, да так и не нашли – он в этой машине расположен в багажнике…»
Ё-мобиль для «инновационных сёрферов»
Без «страсти» инновационная экономика не может развиваться. Волна – это государство подает сигнал, что инновационные изменения нужны, и бизнес встал на волну как сёрфер, он по-хорошему «заражен» инновациями, несмотря на падения, удары и синяки, говорит глава «Группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров.
С точки зрения этого «драйва», чтобы инновационная среда зажила и заработала, нужны успешные примеры, создание новых рынков. Старой экономике это не нужно, это нужно экономике новой. Продукт должен быть на современном конкурентоспособном уровне, отмечает он.
Михаил Прохоров говорит: «Сейчас завершается 100-летний цикл доминирования в автомобилестроении двигателей внутреннего сгорания. Нефтяные компании «продавили» именно такое развитие производства, но сейчас этот цикл завершается, и у России есть возможность опередить мировые автоконцерны, поскольку их производство основано на так называемой механической школе в автостроении, а Россия отличается развитой электротехнической школой – мы на первом месте в мире».
Следовательно, здесь могут быть найдены интересные решения, поскольку электротехническая школа, в отличие от механической, по его мнению, все еще соответствует мировому уровню.
Автомобиль является пиком инновационных решений, говорит Михаил Прохоров, подчеркивая, что проект Ё-мобиля содержит современные подходы. Объясняя, почему он не инвестировал в разработку электромобиля, глава «Группы «ОНЭКСИМ» подчеркнул: в мире еще нет недорогих источников питания, рассчитанных на большое число подзарядок, и весь автомобиль семейства Ё-мобилей стоит столько же, сколько одна аккумуляторная батарея зарубежного электромобиля. «Ё-мобиль может ездить на бензине и на газе, с которым у России проблем нет», – сказал он, добавив, что новый автомобиль сам на 70% состоит из газа (имеется в виду полипропиленовый кузов машины с добавлением базальтового волокна). Газомоторное топливо – будущее автомобильной промышленности, уверен промышленник.
Михаил Прохоров обеспокоен, как быть с перфекционизмом, обусловленным повышенной инновационной активностью инженеров, конструкторов и изобретателей со всей России, активно включившихся в обсуждение концептуальных образцов Ё-мобилей: «За последние три месяца мы настолько улучшили свою машину, что стало ясно: если так и дальше пойдет, мы ее никогда не выпустим».
Сам Михаил Прохоров убежден, что его автомобиль разрешил конфликт между дизайнерами и конструкторами, убрав «ненужные делали» («кардан и другие»), мы получили в машине метр свободной площади. «Это единственная машина, в которую я сажусь не пригибаясь», – заключил Михаил Прохоров, рост которого 2 м 4 см.