Снова мы слышим с вами знакомые с детства и дорогие нашему сердцу слова – «Христос воскресе!». Законы времени не властны над этой вестью. Она всегда одинаково сильна и современна. Непреложная мощь этих слов в том, что они относятся к нам, людям.
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
МИТРОПОЛИТА ТАШКЕНТСКОГО И СРЕДНЕАЗИАТСКОГО
ВЛАДИМИРА клирикам, монашестующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в Средней Азии.
К свободе призваны вы, братия…
любовью служите друг другу (Гал.5:13).
Возлюбленные о Господе
досточтимые пастыри, боголюбивые диаконы,
честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Снова мы слышим с вами знакомые с детства и дорогие нашему сердцу слова – «Христос воскресе!». Законы времени не властны над этой вестью. Она всегда одинаково сильна и современна. Непреложная мощь этих слов в том, что они относятся к нам, людям. Эти два коротких слова – «Христос воскресе!» – пробуждают в нашем сердце самые сокровенные и чистые чувства. Они произнесены – и великая радость, и несказанное счастье переполняют нашу душу. Нам непременно хочется поделиться ими со всеми. Но почему? Откуда такой восторг? Ведь это Кто-то воскрес, а не мы? Какое отношение мы имеем к Воскресшему Спасителю?
Таинство этих слов заключается в нашем с вами единосущии с Господом Иисусом Христом. Это чудо, которое невозможно объяснить или уразуметь. Чтобы удостовериться в нем, мы должны просто жить согласно заповедям Господним.
Человек был изначала сотворен по образу Богочеловека Христа. Но если все существующее Бог создал Своим словом: «Да будет…», то лишь человек был удостоен сотворения Божественными «руками».
По этому поводу святой Ириней Лионский говорит нам, что Бог создал человека «Своими руками, взяв от земли чистейшее, тончайшее и самое нежное, и Свою силу в определенной мере смешал с землею; ибо Он дал творению Свои Собственные формы, чтобы также и видимое (в нем) было богообразно. Ибо созданный человек был поставлен на земле, как образ Бога. И чтобы он сделался живым, Он вдунул в его лице дыхание жизни, так что как по дуновению, так и по творению человек подобен Богу».
И это великие слова, ведь из них следует наше непосредственное родство с Самим Богом! Мы не чужие Богу, мы – дети Его, как по призванию, так и по происхождению.Так как же больно было видеть Богу падение Своего чада – человека… Ведь однажды пав, человек более не мог противостоять греху, и с головой погрузился во мрак. Однако разве к подобному он был призван? Нет. И еще раз нет.
Бог всегда обращался к человеку как к равному: Я сказал: вы -боги, и сыны Всевышнего – все вы (Пс.82:6). И Христос напоминает нам о том в Евангелии:… Он назвал богами тех, к которым было слово Божие… (Ин. 10:34-35).
С падением человека на земле воцарилась смерть – пожалуй, самое страшное для человека понятие. Царство смерти стало казаться вечным и неизменным, ее законы мнились неумолимыми. Но Бог не дает человеку испытания выше его сил, и потому уже в начале истории человечества показывает и слабость, и шаткость, и невозможность господства смерти. Святой Афанасий Александрийский так объясняет нам этот момент:
«Если бы Адам умер первым, смерть имела бы твердое основание, ибо первым унесла согрешившего. Но так как она первым приняла несправедливо убитого (Авеля – м.В.), царство ее шатко и слабо».
Так было заложено основание нашего с вами спасения. И вот, является Деве Марии Архангел и возглашает ей великую весть об Ее избрании Богом для рождения Спасителя. И Та смиренно молвит в ответ:
Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38).
Святой Филарет Московский скажет: «некоторые… оставляют без внимания… слова Мариам; но дело, которое открывается вслед за Ее словами, должно пробудить все внимание каждого мыслящего. Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, – слово Творца производило в мир твари; но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла свое кроткое и послушное буди, -едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось, – слово твари низводит в мир Творца».
Истинная цель Боговоплощения – спасение человечества.
И Господь наш Иисус Христос славно совершил наше искупление, дал нам силу в борьбе со страстями. Его последние слова, исполненные силы и чувства – Отче! В руки Твои предаю дух Мой (Лк.23:46), – заключают в себе величайшую тайну, открытую нам Богом. А тайна эта в том, что если мы будем подражать Христу, то удостоимся великой Божией милости быть воспринятыми Его нетленными руками.
Дорогие во Христе отцы, братья и сестры! Возлюбленная паства моя!
Более сорока прошедших дней нашего с вами воздержания во время Великого поста нужны для того, чтобы хоть в какой-то мере ощутить на себе тяжесть Креста и страданий Господних. То есть и через наше сопричастие с муками Его и страданиями мы также становимся участниками и Воскресения Христова, и, будучи еще в смертном теле, уже переходим от смерти в жизнь (Ин.5:24).
Ведь для каждого человека, который меняется так, становясь из одного другим: конец – не быть тем, кем он был, и начало – быть тем, кем он не был. Ведь очень важно – для кого человек умрет, и для кого – будет жить.
Ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. И не где-то там, в выдуманных мирах, а в нашем с вами реальном мире можно обрести и то, и другое, поскольку от того, как мы поступаем во временной жизни, зависит наша жизнь в Вечности.
Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды. Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое. Воскреснем же сегодня, сейчас для вечной жизни в Боге… просветимся торжеством, и друг друга обымем… и тако возопиим: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
ВЛАДИМИР, МИТРОПОЛИТ ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ
Пасха Христова 2011 года
город Ташкент