18+
25 Апреля 20:15
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Таможенный союз начал себя оправдывать

Итоги работы Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии за первые шесть месяцев его жизни внушают оптимизм, полагает глава Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев. По его словам, за полгода, прошедшие с 1 июля 2010-го взаимный товарооборот между странами-участницами вырос на треть.

Итоги работы Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии за первые шесть месяцев его жизни внушают оптимизм, полагает глава Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев. По его словам, за полгода, прошедшие с 1 июля 2010-го взаимный товарооборот между странами-участницами вырос на треть. Но это еще не все – на треть вырос и объем поступающих пошлин от импорта.

«Такие удачные показатели мы заранее не могли себе даже представить», – заметил Глазьев.

Выступая на завершившемся на днях Международном инвестиционном форуме стран СНГ в Ялте, он отметил: «Особенно ярко влияние нового союза сказалось на развитии кооперации в приграничных областях России и Казахстана: мы наблюдаем в последние месяцы просто взрывной рост их количества».

 Рост международной кооперации привел к серьезному росту экономических показателей этих регионов, к ускоренному экономическому развитию.

В частности, в настоящее время Комиссия ТС ведет работу по созданию так называемой системы «единого окна», посредством которого решались бы вопросы интегрированного управления товарными потоками на всем пространстве Таможенного союза, производился бы постоянный обмен данными между ведомствами всех стран, координирующих этот процесс.

Это позволит дополнительно ускорить процессы экономического взаимодействия в рамках ТС. Иными словами, создается единая информационная среда, в которой могут работать компании всех стран-участниц, считает глава Комиссии Таможенного союза. В перспективе «единое окно» должно перерасти в Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли стран ТС.

«Вместе с тем, могу отметить, что нынешние цифры, которые я только что озвучил, – это только верхушка айсберга, – уверен Сергей Глазьев. – Наиболее серьезные позитивные последствия кооперации стран Таможенного союза, последствия стратегические будут видны только в перспективе – лет через пять-десять».

В свое время эксперты отмечали, что Россия к 2015 году может выиграть от участия в Таможенном союзе порядка 400 млрд долларов, и по 16 млрд могут выиграть Казахстан и Белоруссия. Однако же, полагает Глазьев, эти цифры могут быть существенно выше, особенно в случае расширения географии Таможенного союза.

Председатель Комиссии Таможенного союза с большим одобрением воспринял заявку на вступление в ТС, поданную в апреле нынешнего года правительством Кыргызстана, но еще больший эффект могло бы дать присоединение Украины – причем не только эффект отдаленный, но и одномоментный.

Сергей Глазьев ссылается на цифры, которые вывели в ходе совместного исследования ученые-экономисты из академий наук Российской Федерации и Украины.

 Согласно результатам этого недавнего исследования, присоединение Украины к ТС немедленно привело бы к росту товарооборота с Россией на 16%, что, в свою очередь, привело бы к росту ВВП Украины на 4-9 млрд долларов и притоку российских инвестиций в размере порядка 10 млрд долларов.

Что же касается прироста экономики стран – участниц Союза, вызванного усилением взаимодействия с Украиной, то в течение ближайших 10 лет он может быть выше на два порядка и достичь 350-700 млрд долларов (и до 100 млрд из них выиграла бы непосредственно Украина)! Иными словами, ВВП Украины рос бы на 15% ежегодно, что очень много в современном мире, который никак не может выйти из экономического кризиса и хаоса. При этом локомотивами роста стали бы наиболее передовые в инновационном плане производства.

Но все это возможно только в том случае, если Украина войдет в Таможенный союз, предполагающий устранение всех барьеров на перемещение товаров, капиталов и трудовых ресурсов, в котором осуществляется стратегическая координация инвестиций. Сергей Глазьев высоко оценил потенциал наднациональных регулирующих органов, образованных в рамках ТС.

«Сегодня Комиссия Таможенного союза выполняет уже 150 функций, а после того как будет ратифицирован полный пакет документов по Единому экономическому пространству, количество этих функций возрастет до 180».

 В конце концов, стоит обратить внимание на европейский опыт: знаменитый самолет «Эйрбас» смог появиться только тогда, когда были сняты все бюрократические препоны для сотрудничества Германии и Франции в этом вопросе.  

 По словам Глазьева, категорически нельзя согласиться с тем, будто Таможенный союз, как его называют некоторые журналисты, это «консервация отсталости» – напротив, ликвидация таможенных барьеров необходима в первую очередь высокотехнологичным компаниям.

Достаточно вспомнить, как много передовых инновационных проектов похоронил экспортный контроль – множество предпринимателей предпочло отказаться от возможного зарубежного сотрудничества, вместо того чтобы пробивать для себя экспортные разрешения и квоты.

«Я полагаю, что интересы развития бизнеса, интересы развития компаний подтолкнут предпринимателей стран, граничащих с Таможенным союзом, оказать давление на своих политиков, добиться присоединения к новому механизму, – подчеркнул глава Комиссии ТС. – Короче говоря, хочу верить, что здравый экономический смысл в итоге восторжествует над политической конъюнктурой». Тогда Таможенный союз будет продолжать расширяться, включая в свою орбиту новые страны на евроазиатском пространстве.

Николай Спасский, Москва

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности