18+
20 Сентября 23:08
Закроет ли Россия границу со Средней Азией?

Миграционный режим со странами СНГ, и, прежде всего, Центральной Азии, все чаще обсуждается в России. Наиболее громкий общественный резонанс получило предложение представителей ФСКН ввести на границе с Центральной Азией дополнительный паспортный контроль или вовсе отменить безвизовый режим.

Миграционный режим со странами СНГ, и, прежде всего, Центральной Азии, все чаще обсуждается в России. Наиболее громкий общественный резонанс получило предложение представителей ФСКН ввести на границе с Центральной Азией дополнительный паспортный контроль или вовсе отменить безвизовый режим.

По словам депутата от «Единой России», члена думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина, «представитель ФСКН заявил, что при сохранении текущего безвизового режима служба уже не сможет бороться с наркотрафиком, тем более что власти перечисленных стран уклоняются от борьбы с наркооборотом под различными предлогами, так как сами являются заинтересованными сторонами».

Член комитета по международным делам Семен Багдасаров предложил ужесточить паспортный контроль со странами Азии, что можно сделать в короткие сроки, не разрывая существующих безвизовых соглашений. Однако эти предложения, по его мнению, вряд ли дойдут до власти, так как едва ли найдутся желающие доложить высшему руководству страны о реальном масштабе существующих миграционных проблем.

Нелегальная миграция и идущий вместе с ней наркотрафик, имеют в последние годы тенденцию к обострению.

Если в 2007 г. на территории РФ из незаконного оборота было изъято 24,7 тонн наркотиков, то в 2008 г. – 38 тонн, а в 2009 г. – 45 тонн. Все большую долю изымаемых наркотиков составляет поставляемый из Афганистана героин. В течение 2007 г. по всей стране было изъято 3 тонны, в том числе органами наркоконтроля – 1,7 тонны. В 2008 г. только сотрудниками наркоконтроля было перехвачено 3,5 тонны героина. Если пересчитать это количество в расчете на дни, получается, что в сутки перехватывалось около 10 кг героина, что соответствует 2 млн. доз.

В 2009 г. объем перехваченных наркотиков по сравнению с предыдущим годом увеличился еще на 33%.

Докладывая президенту РФ Д. Медведеву об итогах работы ФСКН за прошлый год, глава ведомства Виктор Иванов сообщил, что всего было пресечено более 220 тыс. преступлений, связанных с наркотиками, из них порядка 150 тыс. — тяжкие и особо тяжкие преступления. На территории страны было ликвидировано 45 преступных сообществ и более 1 тыс. преступных группировок. Совместно с ФСБ, МВД и таможенниками за прошлый год было пресечено более 9 тыс. крупнооптовых поставок наркотиков.

Особенно сложная ситуация складывается в федеральных округах, граничащих с Казахстаном. По данным начальника управления ФСКН по Южному федеральному округу Вячеслава Овечкина, в прошлом году была ликвидирована крупная международная преступная группировка, организовавшая поставки десятков килограммов афганского героина и гашиша в Приволжский, Южный федеральные округа и страны Западной Европы.

По слова начальника управления ФСКН по Свердловской области Сергея Гапонова, в 2010 г. иностранцами было совершено около трети всех преступлений, связанных с наркотиками, а объем изъятых у них наркосодержащих веществ составил 150 кг, или 45% общего количества перехваченных наркотиков.

Типичная ситуация – недавняя операция управления ФСКН по Оренбургской области, сотрудники которой задержали «двух гражданин одной из среднеазиатских республик». Один из них в 2004 г. уже был приговорен судом к шести годам лишения свободы.

После этого наркоторговец вернулся на родину, сменил имя, фамилию и вновь въехал в Россию вместе с полутора килограммами героина.

По оценке ФСКН, ежегодный объем наркотрафика из Афганистана в Россию, идущего через страны Центральной Азии, составляет 20 млрд. дол. Эта огромная сумма инвестируется в организованную преступность, представляющую угрозу самому существованию государств региона. Наиболее яркий пример – Киргизия, где наркобароны сыграли заметную роль в провоцировании межэтнических столкновений на юге страны в июне прошлого года.

России же, по территории которой граждане Киргизии могут свободно передвигаться на основании внутригражданских паспортов, перехватить весь объем наркотрафика просто невозможно. ФСКН зафиксированы ситуации, когда отдельные граждане стран Центральной Азии пересекали границу с Россией несколько десятков раз в течение года, и делалось это явно не в целях трудовой миграции.

К отмене безвизового режима со странами Центральной Азии российские политики призывали уже не раз. В 2004 г. за введение визового режима с Казахстаном и Таджикистаном выступил тогдашний мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. В декабре 2008 г. отменить безвизовый режим с Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном призвал член комитета Госдумы по международным делам Семен Багдасаров.

Поводом для его выступления послужило проникновение на территорию России радикальных исламских организаций, благодатной средой для которых стали многочисленные трудовые мигранты. В конце 2009 г. о необходимости отменить безвизовый режим со всеми странами СНГ, не являющимися членами Таможенного союза, заявил руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров.

 Кризис, по его словам, создает хорошие условия для введения визового режима, поскольку в условиях экономических трудностей Россия не может позволить себе свободной миграции рабочей силы из стран СНГ.

В последнее время особенно настойчивой в этом отношении стала ФСКН, для которой безвизовый режим создает огромные трудности. В июле 2009 г. начальник управления ФСКН по Москве Вячеслав Давыдов заявил, что основную угрозу для России несет героин, поступающий из Афганистана.

«Из 53 оптовых партий героина, перехваченных нашим управлением, 64% было изъято у граждан среднеазиатских республик, — заявил он,- а удельный вес изъятых у задержанных нашим управлением иностранных граждан наркотиков превышает 89 кг, что составляет около 90% от общего количества изъятых наркотиков».

В тоже время,  Федеральная миграционная служба, между тем, предлагает не ужесточить, а существенно облегчить условия въезда в Россию для граждан стран СНГ. В середине апреля ФМС представила проект новой концепции миграционной политики до 2025 г., которая направлена на поощрение не временной трудовой миграции, а переселение в РФ на постоянное жительство.

Для этого предлагается отменить механизм квотирования и заменить его «дифференцированными механизмами», а вместо разрешения на временное проживание сразу предоставлять мигрантам вид на жительство, выдавать который планируется с учетом образования, знания языка и наличия жилья.

Столь радикальное изменение миграционного законодательства обосновывается ФМС острым дефиците рабочей силы.

Тот факт, что безработица в России на конец марта составляет 7,1% трудоспособного населения, а во многих небольших населенных пунктах работы часто вообще нет, в концепции почему-то не упомянут. Говорится о низкой мобильности рабочей силы, наличии проблем с жильем и других причинах, побуждающих трудоустраивать не своих, а иностранных граждан.

Разработчиками концепции игнорируется и то обстоятельство, что демографические тенденции по своей природе очень инерционны, и сокращение населения в 2000-е годы по сути является наследием 1990-х гг. Программы повышения рождаемости и сокращения смертности стали давать эффект только в последние годы, когда убыль населения России практически прекратилась. Впрочем, окончательное решение останется за Кремлем.

Источник «Cтолетие»

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Загрузка...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности