18+
05 Июня 05:06
Онлайн карта распространения коронавируса
Онлайн карта распространения коронавируса
Рихсивой Мухамеджанов: я счастлив, что учился в Москве

Известный кинодраматург, кинорежиссер, «Заслуженный деятель искусств Узбекистана», выпускник московского ВГИКА закончил работу работы над новым сценарием.

Известный кинодраматург, кинорежиссер, «Заслуженный деятель искусств Узбекистана», выпускник  московского ВГИКА  закончил работу работы над новым сценарием. Название будущего фильма «Кор егмокда, оппок, бегубор» (Снег идет белый, чистый, чистый»). Это лирический рассказ о любви и дружбе, потерях и приобретениях, откровенный разговор обо всем на завершающем этапе жизни.

Сам Рихсивой-ака окончил факультет журналистики ташкентского университета, долго работал на телевидении, потом пришел в кино. Он вспоминает:

-И большое счастье, что мне довелось учиться на высших режиссерских курсах в Москве. У нас были прекрасные педагоги, моим наставником был замечательный мастер Георгий Данелия. Там я приобщился к мировой литературе, изучал особенности мирового кино. Мы учились у Габриловича, Ольшанского и других корифеев. Но особенно я благодарен, конечно, Георгию Данелия. Можно сказать, что именно он открыл мне дорогу в мир большого кино.

На занятия к нам приходили великий японский кинорежиссер Акира Куросава, выдающийся польский кинорежиссер Анджей Вайда и другие звезды. Это для нас становилось большим событием, и нам было чему у них учиться, чтобы овладевать секретами мастерства.

После окончания курсов я вернулся в Ташкент и принес свою дипломную работу — мой первый киносценарий на студию «Узбекфильм». Был уверен, что он всем понравится, и я скоро приступлю к съемкам. Но этого не произошло, и мой сценарий был совершенно неожиданно для меня, раскритикован. Я тогда ушел со студии и не появлялся там пять лет. Сильно обиделся на коллег, а защитить себя в ту пору не умел.

Перелом наступил после того, как нашу главную студию возглавил замечательный писатель Ульмас Умарбеков. Он увидел созданную мной на телефильме картину «Баллада о белогривой» и пригласил меня работать. Тогда я написал сценарий фильма «Дуэль под чинарой». Данелия продолжал меня опекать и помогал работать.

Он отсмотрел первые триста метров снятых нами и сказал, что нужен совсем другой подход к теме и необходимо все переделать. Объяснил, как это нужно сделать. Я очень огорчился, но вскоре понял, что он прав. После переделки сценария все изменилось. Он стал очень интересным, в нем более четко обозначилась интрига, в самом лучшем смысле этого слова.

Данелия говорил, что в кино нельзя обманывать зрителя. Он быстро все поймет. И когда я сделал новый сценарий, сам был очень доволен. Фильм получился очень хороший и до сих пор его показывают, зрители его любят.

Я сделал всего около десяти фильмов. И очень удивляюсь, когда узнаю, что некоторые наши молодые коллеги снимают такое количество лент всего за два-три года.

Я уверен, что хорошее кино можно сделать, если только испытываешь чувство долга перед зрителем, перед народом. В моих картинах главенствует одна тема — жизни человека в обществе. Особенно когда речь идет о людях, живущих в сельской местности. Я родился там, вырос и лучше чувствую жизнь людей, которые трудятся в поле.

Вот и мой новый сценарий повествует о жизненном пути очень интересной пожилой супружеской пары. В конце жизни люди становятся более искренними, говорят всю правду. К ним в конце жизни приходит чувство высокой ответственности, по-моему.

Следующий был у меня фильм «Суюнчи» («Бабушка-генерал»). Во многом это был образ моей замечательной во всех отношениях мамы, человека очень в себе уверенного и очень требовательного к себе и к окружающим людям.

Она была стройная, хрупкая женщина, которая помогала людям во всем. Судьба картины была очень интересной. Когда ее принимал худсовет, все критиковали. Даже мои друзья-сценаристы тоже. Я не знал куда деться. Мы растерялись. Режиссер Мэлис Абзалов говорит, что наверно уйдет из кино и будет разводить нутрию у себя во дворе, где протекает речка…

Но, наконец, фильм вышел на экраны и о нем заговорили везде. Критики, как ни странно, изменили свой тон.

 Дальше был фильм «Армон» («Уходя остаются») про военные годы. Потом написал сценарий короткометражного фильма «Первый поцелуй». Рассказал о нем Георгию Николаевичу Данелия, он посмеялся с удовольствием и говорит «давай, снимай».

А речь шла вот о чем. К одному умирающему старику приходит давний друг и начинает громко разговаривать. Окружающие просят его быть потише. Он не верит, что его друг умирает и вспоминает молодость, когда они вдвоем влюбляются в одну девушку и он ее целует. Старый друг, будто просыпаясь от сна, говорит, что это неправда.

Начинается спор и они решают отправиться к этой, уже очень взрослой женщине выяснять отношения. Одним словом, это был фильм о чистоте любви. Потом он получил международный приз. Иногда его показывают по телевизору, главную роль в нем исполнял наш замечательный актер Гани Агзамов. После этого я подружился с моим коллегой Зульфикаром Мусаковым, у нас возникла идея фильма «Абдулла-жон» с космическими фантазиями этого мальчика.

Потом был фильм «Мальчики в небе». В его основе была очень трогательная история, о фильме много писали в прессе, он нравился зрителям.

Фильм «Чол ва набира» («Старик и внук») был один из этапных фильмов. В нем мы говорили о жизни, различных ее проявлениях, о необходимости бережного отношения людей друг к другу, особенно, если речь идет о представителях старшего поколения.
Хотел бы, также, отметить, что с большой радостью узнал о возрождении международного кинофестиваля в Ташкенте на совсем новом уровне.

Можно только выразить большую благодарность Фонду Форум за то, что он взялся за такой крупный и очень интересный проект. Буду с нетерпением ждать открытия этого кинофорума.

Источник «Культура Узбекистана»

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Загрузка...