18+
05 Июня 14:00
Онлайн карта распространения коронавируса
Онлайн карта распространения коронавируса
Учился летать над Волгой

Завтра исполняется 65 лет генеральному директору Национальной авиакомпании, сенатору Валерию Тяну. Он еще мальчишкой мечтал о полетах, грезил небом на самом краю Голодной степи, в малоприметном поселке Ильичевка.

Завтра исполняется  65 лет генеральному директору Национальной авиакомпании, сенатору Валерию Тяну. Он еще мальчишкой мечтал о полетах, грезил небом на самом краю Голодной степи, в малоприметном поселке Ильичевка.

Его родители уроженец Приморья, кореец Николай Тян и ленинградкая немка Тереза Икерт  как в вводу глядели, назвав его в честь легендарного летчика Валерия Чкалова..

В середине 50-х годов прошлого столетия семья Тян переселилась в Ташкент, по соседству со столичным аэропортом. Валерий окончил школу № 93, на Тезяковке. А тут еще с двадцатых годов селились семьи авиаторов.

Учась в Краснокутском училище гражданской авиации на Саратовщине, первые полеты на «кукурузнике» он совершал над просторами Волги, а практику проходил уже в Сергелийском авиаотряде. Азам пилотирования его обучали опытные инструкторы, бывалые фронтовики Виктор Прокопенко и Леонид Скибин.

Своих наставников Валерий Николаевич с теплотой вспоминает и сегодня. Так, водить Ан-24 его обучал Абдусаттар Эрназаров, Ил-62 – Иван Багзин и Юрий Бенашвили, Ил-86 — Иван Пешеходов, в Тюмени осваивал грузовик ИЛ-76 у Владимира Краснова.

Тогда в Ташкенте сформировали сводный отряд таких самолетов для полетов в Кабул в период войны в Афганистане. Садиться в Баграме и взлетать под обстрелом «стингеров»  было не просто.Недаром пилотов и бортинженеров аэрофлотовских самолетов Ил-76  награждали боевыми орденами и медалями. В том числе и Валерия Тяна.

 Потом была Ленинградская / ныне Санкт-Петербургская/ академия гражданской авиации, через «горнило» которой прошли многие бывшие и сегодняшние руководители среднего и высшего звена крылатой отрасли Узбекистана.

Именно Тян командовал лайнером ИЛ-62, который в 1992 году совершил первый рейс из Ташкента в  Нью-Йорк. Вскоре пришло время европейских A-3I0 и 320,  Эрджи-85, американских «Боингов». Но и с ними быстро нашел общий язык опытный летчик.

Почти четыре года Валерий Тян был у руля Узгосавианадзора, высшей авиационной власти республики. Пока не приял бразды правления  Национальной авиакомпании.

Заслуженный работник транспорта Узбекистана, международный академик Санкт-Петербургской академии гражданской авиации Валерий Тян  и сам стал основателем династии авиаторов.

Его жена Алия Зейтуллаева была стюардессой, «Боинги» водят сыновья Сергей и Андрей, окончившие в свое время Актюбинское авиаучилище. Младший  Дмитрий  пока учится и также поглядывает в небо.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Загрузка...