Завтра исполняется 65 лет генеральному директору Национальной авиакомпании, сенатору Валерию Тяну. Он еще мальчишкой мечтал о полетах, грезил небом на самом краю Голодной степи, в малоприметном поселке Ильичевка.
Завтра исполняется 65 лет генеральному директору Национальной авиакомпании, сенатору Валерию Тяну. Он еще мальчишкой мечтал о полетах, грезил небом на самом краю Голодной степи, в малоприметном поселке Ильичевка.
Его родители уроженец Приморья, кореец Николай Тян и ленинградкая немка Тереза Икерт как в вводу глядели, назвав его в честь легендарного летчика Валерия Чкалова..
В середине 50-х годов прошлого столетия семья Тян переселилась в Ташкент, по соседству со столичным аэропортом. Валерий окончил школу № 93, на Тезяковке. А тут еще с двадцатых годов селились семьи авиаторов.
Учась в Краснокутском училище гражданской авиации на Саратовщине, первые полеты на «кукурузнике» он совершал над просторами Волги, а практику проходил уже в Сергелийском авиаотряде. Азам пилотирования его обучали опытные инструкторы, бывалые фронтовики Виктор Прокопенко и Леонид Скибин.
Своих наставников Валерий Николаевич с теплотой вспоминает и сегодня. Так, водить Ан-24 его обучал Абдусаттар Эрназаров, Ил-62 – Иван Багзин и Юрий Бенашвили, Ил-86 – Иван Пешеходов, в Тюмени осваивал грузовик ИЛ-76 у Владимира Краснова.
Тогда в Ташкенте сформировали сводный отряд таких самолетов для полетов в Кабул в период войны в Афганистане. Садиться в Баграме и взлетать под обстрелом «стингеров» было не просто.Недаром пилотов и бортинженеров аэрофлотовских самолетов Ил-76 награждали боевыми орденами и медалями. В том числе и Валерия Тяна.
Потом была Ленинградская / ныне Санкт-Петербургская/ академия гражданской авиации, через «горнило» которой прошли многие бывшие и сегодняшние руководители среднего и высшего звена крылатой отрасли Узбекистана.
Именно Тян командовал лайнером ИЛ-62, который в 1992 году совершил первый рейс из Ташкента в Нью-Йорк. Вскоре пришло время европейских A-3I0 и 320, Эрджи-85, американских «Боингов». Но и с ними быстро нашел общий язык опытный летчик.
Почти четыре года Валерий Тян был у руля Узгосавианадзора, высшей авиационной власти республики. Пока не приял бразды правления Национальной авиакомпании.
Заслуженный работник транспорта Узбекистана, международный академик Санкт-Петербургской академии гражданской авиации Валерий Тян и сам стал основателем династии авиаторов.
Его жена Алия Зейтуллаева была стюардессой, «Боинги» водят сыновья Сергей и Андрей, окончившие в свое время Актюбинское авиаучилище. Младший Дмитрий пока учится и также поглядывает в небо.