18+
28 Марта 00:31
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

В чем загадка русской души?

Одним из первых подробный анализ психологии русского народа и европейских народов проделал Н.А. Бердяев. Он считал, что улучшения в России могут произойти лишь от внутренних процессов в русском народе. Н.А. Бердяев отмечал несколько различий между представителями российской и западных культур.

Одним из первых подробный анализ психологии русского народа и европейских народов проделал Н.А. Бердяев. Он считал, что улучшения в России могут произойти лишь от внутренних процессов в русском народе. Н.А. Бердяев отмечал несколько различий между представителями российской и западных культур.

Во-первых, западные люди рассматривают каждую проблему, прежде всего в ее отражении в культуре и истории, то есть уже во вторичном. Они не проявляют творческого огня в отношении к проблеме.

Русские же рассматривают проблемы по существу, а не в культурном отражении. Н.А. Бердяев подчеркивал непосредственность восприятия окружающей жизни у русских людей и культурную опосредованность восприятия у представителей Запада.

Во-вторых, западные люди помешаны на культуре, на цивилизации, они раздавлены ею. Их мышление очень отяжелено и, в сущности, ослаблено традицией мысли, раздроблено историей. Они не верят в возможность решения вопросов по существу, возможно лишь их изучение в истории мысли.

В этом проявляется культурный скепсис, отсутствие свежести души. В России же душа еще не окончательно скована человеческой цивилизацией. «Поэтому в русской природе, в русских домах, в русских людях я часто чувствовал жуткость, таинственность, чего я не чувствовал в Западной Европе» (Бердяев, с. 333).

В третьих, русская душевная жизнь более выражена, чем душевная жизнь западного человека, которая является закрытой и придавленной нормами цивилизации. Западная душа гораздо более упорядочена, рациональна, организована разумом, чем русская душа, в которой всегда имеется существенный иррациональный, неорганизованный и неупорядоченный элемент.

В-четвертых, русские гораздо более социабельны (ориентированы на мнение сообщества), более склонны и способны к общению, чем люди западной цивилизации. У русских нет условностей в общении. У них есть потребность общаться не только с друзьями, но и хорошими знакомыми, делиться с ними мыслями и переживаниями, спорить. Русские очень склонны соединяться в кружки и группы, обсуждать в них мировые проблемы.

Русские – народ не только семейственный, сколько общинный. Французы, например, менее общительны. Французам, по мнению Н.А. Бердяева, присуща замкнутость, «закупоренность» в своем типе культуры, отсутствие интереса к чужим культурам и способности их понять.

Французы убеждены в том, что они являются носителями универсальных начал Греко-римской цивилизации, гуманизма, разума, свободы, равенства и братства. Французы верят в универсальность своей культуры, они не признают множественности культурных типов. Большая часть русских с трудом проникает во французскую культуру.

Германия есть мир промежуточный. Ее культура основана реальности, которая глубже фактов. Немцы верят в иррациональность судьбы (Бердяев, с. 334).

Н.А. Бердяев считал, что границы Востока и Запада условны. Для французов по ту сторону Рейна начинается варварский мир, который не является наследником Греко-римской цивилизации. Для Франции Германия – это Восток. Для России Германия – это Запад. Для Индии и Китая Россия есть Запад.

В-пятых, российская культура, по мнению Н.А. Бердяева, является коллективистической. «В России индивидуализм культурного творчества был преодолен, была сделана попытка создать всенародную коллективную культуру.

Но через какой срыв культуры! Это произошло после того как был низвержен и вытеснен из жизни весь верхний культурный слой, все творцы» (Бердяев, с. 151–152).

Русскому народу присущ своеобразный коллективизм, который нужно понять не социологически, а психологически. Подробный коллективизм точнее обозначить, как «коммюнаторность» (общинность).

В русской культуре совсем не было индивидуализма, характерного для европейской истории и европейского гуманизма. А.С. Хомяков, И.В. Кириевский, Ю.Ф. Самарин, П.Я. Данилевский, В. Соловьев, Ф. Достоевский, Н.Федоров, В. Розанов, П. Флоренский – выступали против индивидуалистической культуры, проповедовали культуру коллективную, «соборную», хотя и по-разному понимаемую.

Проанализировав психологические особенности русских, К. Касьянова делает вывод: «В целом перед нами предстает культура очень древняя и суровая, требующая от человека очень сильного самоограничения, репрессии своих непосредственных внутренних импульсов и своих личных индивидуальных целей в пользу глобальных культурных ценностей» (Касьянова, с. 337).

Глубокое социологическое исследование русской культуры провел Ю.В. Арутюнян со своими сотрудниками. Они отмечают, что в 1970-е годы ученые разных стран обнаружили феномен, который обозначается как этнический парадокс: особенности этнической культуры стираются, а этническое самосознание людей растет».

Этническое самосознание понимается не только как отнесение себя к той или иной национальности, но и его представление о своем народе, его характерных чертах (автостереотипы), культуре, языке, природе, историческом прошлом. Эти представления, создающие образ «мы», эмоционально окрашены и формируют чувство гордости, сопереживания и пр.

Исследование показало, что русские – одна из самых урбанизированных и образованных этнокультурных общностей в России – устойчиво идентифицируют себя независимо от этнической среды проживания («Русские, с. 369-440).

В зарубежной антропологии славянскую душу изучали Дж. Горер, М. Мид, Э. Эриксон, К. Клакхон.

По мнению К. Клакхона, русским людям присущи такие качества: сердечность, человечность, зависимость от социальных контактов, эмоциональная нестабильность, иррациональность, сила, недисциплинированность, потребность подчиняться власти. Западному рационализму противостоят русская духовность, нравственность, российское стремление к идеалу; западному индивидуализму – соборность, общинность, коллективизм (Клакхон, с. 226).

Интересны заметки о русском характере, содержащиеся в книге американского ученого В. Мендела «Новый взгляд на Россию».

По мнению автора, русским свойственны такие черты: 1) необычайная способность выживания: физическая, умственная и моральная выносливость очень высоки; 2) высокая потребность в знаниях; 3) высокая дистанция по отношению к власти. Русские рассматривают власть как силу, существующую против, а не для народа.

Этим объясняется отношение русских к закону как к чему-то навязанному. Сочувствие другому человеку превосходят закон по важности; 4) снисходительность к человеческой слабости, доброта и терпимость к себе и другим. Русские делают добро из любви, симпатии, инстинкт благотворительности в них развит больше, чем чувство долга; 5) у русских есть врожденное чувство духовности – поиск чего-то за пределами себя

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности