Ровно 35 лет назад, в Ташкенте было пущено метро. Пуск был приурочен к очередной годовщине Октябрьского переворота в России. А потому три года спустя метрополитену присвоили имя Владимира Ленина.
Планы по его строительству возникли, когда население узбекской столицы превысило миллион человек. Но реально за него взялись только в ходе восстановления, а точнее строительства нового Ташкента, после землетрясения 1966 года.
Пользуясь случаем, руководитель страны Шараф Рашидов «выбил» из Генсека Леонида Брежнева «добро» на возведение грандиозного и уникального по сей день сооружения, которое в переводе на нынешние цены стоило десятки миллиардов долларов.
Ташкентское метро—было четвертым в СССР и 37-ым по счету в мире. До сих пор десятки крупнейших городов мира, в том числе и в самой России, обходятся без такой роскоши. Но такой подарок был сделан Ташкенту.
История помнит несколько памятных первого этапа.
Так, правительством СССР решение о начале строительства, о выделении средств из союзного бюджета было принято 18 ноября 1971 года. 1 августа 1972 г. уже был вынут первый ковш грунта из котлована станции “Чиланзар”. А 18 мая 1977 год из Мытищинского вагоностроительного завода были доставлены первые десять вагонов.
Первыми проходчиками были мастера из отряда № 2, которых перебросили в Узбекистан из Сибири. А «придумывал» метро специально созданный Ташкентский филиал московского Метрогипротранса (ныне Ташметропроект).
Ряд новинок Ташкентского метрополитена остаются уникальными.
Например, адиабатическое устройство по охлаждению, увлажнению воздуха и его очищению от пыли, что делает подземные станции настоящим оазисом в жару.
Метро способно выдержать землетрясение до 9 баллов по шкале Рихтера.
Первым начальником Ташкентского метрополитена Шоиноят Шоабдурахимов. Он был у руля 18 лет и сегодня возглавляет музея метрополитена в Ташкенте. Вместе с ним и сегодня на посту еще 44 ветерана, начинавших с 6 ноября 1977 года.
Ташкентское метро было построено с большим запасом. Оно нынче используется в лучшем случае на треть, перевозя в день 300-350 тысяч пассажиров. А потому послужит городу еще долго.
По словам сотрудников метрополитена, самая большая опасность – это дети, которые любят поиграть на платформах. Но за все 35 лет в столичном метро не было ни одного смертельного случая!
Ташкентский метрополитен сегодня-это 39 километров путей и 29 станций. Часть из них уже потеряла имена советского времени.
Так, совершенно недавно переименовали станцию метрополитена, которая носила имя знаменитого советского летчика Валерия Чкалова.
Имя пилота было присвоено после его гибели и авиационному заводу в Химках, который был эвакуирован в узбекскую столицу в годы Великой Отечественной войны. Завод насчитывал 50 тысяч рабочих и инженеров, был пятым в мире по мощности. Здесь выпускались штурмовики, а затем транспортные ИЛ-76.
Станция Валерия Чкалова была построен на средства предприятия и была своего рода заводской проходной. Теперь она носит название «Дустлик» (Дружба). Причем, барельеф летчика также убран.