18+
20 Апреля 16:54
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Ташкентское метро отмечает 35-летний юбилей

Ровно 35 лет  назад, в Ташкенте было  пущено метро. Пуск  был приурочен к очередной годовщине Октябрьского переворота в России. А потому три года спустя метрополитену присвоили имя Владимира Ленина.

 

  

Планы по его строительству возникли, когда население узбекской столицы превысило миллион человек. Но реально за него взялись только в ходе восстановления, а точнее строительства нового Ташкента, после землетрясения 1966 года.

 

Пользуясь случаем, руководитель страны Шараф Рашидов «выбил» из Генсека Леонида  Брежнева «добро» на возведение грандиозного и уникального  по сей день сооружения, которое  в переводе на нынешние цены стоило десятки миллиардов долларов.

 

Ташкентское метро—было четвертым в СССР и 37-ым по счету в мире. До сих пор десятки крупнейших городов мира, в том числе и в самой России,  обходятся без такой роскоши. Но такой подарок был сделан Ташкенту.

 

  История помнит несколько памятных  первого этапа.

 

Так, правительством СССР  решение о начале строительства, о выделении средств из союзного бюджета было принято 18 ноября 1971 года. 1 августа 1972 г. уже был вынут первый ковш грунта из котлована станции “Чиланзар”. А 18 мая 1977 год  из Мытищинского вагоностроительного завода были доставлены первые десять вагонов.

 

Первыми проходчиками были мастера из отряда № 2, которых перебросили в Узбекистан из Сибири. А «придумывал»  метро специально созданный Ташкентский филиал московского Метрогипротранса (ныне Ташметропроект).

 

Ряд новинок Ташкентского  метрополитена остаются уникальными.  

Например,  адиабатическое устройство по охлаждению, увлажнению воздуха и его очищению от пыли, что делает  подземные станции настоящим оазисом в жару.

 

Метро способно выдержать землетрясение до 9 баллов по шкале Рихтера.

 

    Первым начальником Ташкентского метрополитена Шоиноят Шоабдурахимов. Он был у руля 18 лет и сегодня возглавляет музея метрополитена в Ташкенте. Вместе с ним и сегодня на посту еще 44 ветерана, начинавших с 6 ноября 1977 года.

 

       Ташкентское метро было построено с большим запасом. Оно нынче используется в лучшем случае на треть, перевозя в день 300-350 тысяч пассажиров. А потому послужит городу еще долго.

 

       По словам сотрудников метрополитена, самая большая опасность – это дети, которые любят поиграть на платформах. Но за все 35 лет в столичном метро не было ни одного смертельного случая!

 

        Ташкентский  метрополитен сегодня-это  39 километров путей и 29 станций. Часть из них уже потеряла имена советского времени.

 

         Так, совершенно недавно переименовали станцию метрополитена, которая носила имя знаменитого советского летчика Валерия Чкалова.

 

Имя пилота было присвоено после его гибели и авиационному заводу в Химках, который был эвакуирован в узбекскую столицу в годы Великой Отечественной войны. Завод насчитывал 50 тысяч рабочих и инженеров, был пятым в мире по мощности. Здесь выпускались  штурмовики, а затем  транспортные ИЛ-76.

 

Станция Валерия Чкалова была построен на средства предприятия и была своего рода заводской проходной. Теперь она носит название «Дустлик» (Дружба). Причем, барельеф летчика также убран. 

 


 

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности