Пятая часть всего мирового урана спрятана в подземных кладовых Средней Азии. И это подлинные сокровища!
В лидерах уверенно держится Казахстан-15 процентов, вторым числится Узбекистан-2 процента, поменьше у таджиков и киргизов, которые растратили свои запасы еще при СССР в эпоху атомной гонки с США.
Первенство по производству урана по-прежнему сохраняется за Казахстаном и останется за ним по прогнозам вплоть до 30-х годов нынешнего столетия, даже если республика не откроет за это время ни одного нового месторождения. Максимум по производству урана ожидается в 2024 году.
На мировом рынке Казахстан делает ставку на торговлю, а не на обогащение руды или производство электроэнергии. В плане выручки от экспорта республика особенно преуспела в 2010 годах.
В двадцатые годы прибыль только выросла за счёт заметно возросших цен на руду и диверсификации рынков сбыта.
В большей мере именно ей Казахстан обязан урановыми доходами. Долгое время их стабильность напрямую зависела от отношений с Китаем. Но в 2017 году поставки в Поднебесную снизились вдвое, зато увеличились в Россию, европейские страны и Соединённые Штаты. Казахстан заставил считаться с собой в плане энергетической безопасности, без преувеличения, весь мир.
Что касается Узбекистана, то он редко и неохотно делится с мировой общественностью экспортными достижениями. В международной статистике они стали появляться лишь в 2008 году. Причина проста: хвастаться было нечем, до того времени узбекский уран покупали, в основном, американцы.
Узбекистан по примеру соседа сделал ставку на диверсификацию поставок. К импорту присоединились японские, китайские, индийские и корейские компании, что заметно увеличило прибыль республики.
Среди разработчиков казахских месторождений ощутимо прибавилось иностранцев. Это инвесторы из Японии, Канады, Кореи, Франции. Российская Uranium One курирует сразу пять таких проектов.
Узбекистан и здесь не отстал. Республика предлагает инвесторам сразу 29 месторождений!
Особые надежды в плане добычи и разведочных работ возложены на проект с французами, которые рассорились с прежним основным поставщиком-Нигером.
Добычу руды Ташкент задумал увеличить вдвое, шансы на то реальны. С АЭС Ташкент тормозит, вот уже пять лет торгуясь с Росатомом по цене. Зато широко открыл дорогу иностранным инвесторам, в том числе опять-таки из Франции, по развитию «зеленой энергетики».
Что вполне логично. Франция обладаем самым большим парком АЭС в Европе. А США начинают строительство сразу четырех новых станций на атоме. Большие запросы на уран в Китае, Южной Корее, в других странах, озабоченных климатом и уходом от нефти и угля.
Все говорит о том, что урановые козыри заметно усилили позиции Казахстана и Узбекистана на международной арене. И это становится долгоиграющим фактором.
Так что если Токаев или Мирзиеев позвонят, скажем, Макрону, тот непременно возьмет трубку.