18+
01 Июля 21:47
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Что не так в сериале «Вертинский»

Фильм «Вертинский» вызвал раскол у зрителей, возникло подозрение, что это не совсем правда об известном шансонье, который проторил дорогу Окуджаве, Высоцкому, другим звездам.

Что не так в сериале «Вертинский»

В Ташкенте песни Вертинского прекрасно исполнял Георгий Дмитриев, ставший с ними победителем международного конкурса имени Андрея Миронова в Москве. Сейчас он блистает на сцене в Красноярске…

Сам Александр Вертинский впервые побывал в Ташкенте в марте 1948-го. Артист писал своей супруге. 

Ташкент, 17 марта 1948 г.

«Я в отеле. В номере цветы… Шампанское. Яблоки… и чудесные гранаты, которых я никогда даже не видел, и изюм. Это они меня так встречают. Видно, что они старались…».

Ташкент, 20 марта 1948 г.

«Уже спел два концерта. Приняли меня они от души. Номер в гостинице большой и хотя холодный, но с водой. В день приезда на столе были цветы, фрукты и вино, – стараются.

Публика принимает не менее горячо.

Никакой весны нет. Миндаль отцвел месяц назад и потом весь вымерз от внезапных морозов, так что у них будет “миндальный голод”. Урюк тоже…

Я делаю вливания йода. Здесь чудный врач – проф. Федорович. У него в госпитале мне делают все.

…Узбекские артисты пришли все на концерт. Помнишь Халиму Насырову? Когда мы приехали, были на ее концерте в зале Чайковского? Вот она и оперные узбеки тоже. Театр тут построили новый, говорят – чудо архитектуры. Но я еще не видел…

На концертах моих все сливки узбекского общества – от председателя Сов. Министров начиная. Обещают угостить пловом где-то в горах. По-узбекски. Сидеть надо на полу…»

Вернемся, впрочем, на Первый канал.

-Вертинского в сериале сыграл Алексей Филимонов, очень хороший актёр, лицом действительно немного похожий на Александра Николаевича, но – совершенно другой породы, стати. Вертинский был высок, строен, и в фигуре его, и в голосе было что-то барское, аристократичное, что безусловно влекло к нему. В своих чрезвычайно интересных и глубоких воспоминаниях Вертинский писал: «Актёр – это аккорд. И если хоть одна нота в этом аккорде не звучит – аккорда нет и не может быть. Стало быть, нет и актёра. Если бы у Шаляпина, например, был толстый живот и короткие ноги, он никогда не достиг бы той вершины славы, которая у него была».

Сценарий писали Авдотья Смирнова (она же и режиссёр фильма), Анна Пармас и Джон Шемякин на основе мемуаров артиста.  Конечно, при создании биографического фильма не избежать каких-то прегрешений против правды, но когда одни прегрешения, а правды – нет?

Зачем выдумывать то, чего не было и быть не могло? И почему столько удивительно интересного, подлинного из того, что было в жизни Вертинского, оставлено без внимания или изуродовано?

Например, в сериале Вертинский абсолютно случайно попадает в санитарный поезд и едет на войну. Неправда, это был осознанный, волевой шаг, помогший «брату Пьеро» преодолеть кокаиновую зависимость, а главное, то страшное время на войне, те тридцать пять тысяч перевязок тяжёлых раненых, что на счету Вертинского, очень важны для становления личности «бродяги и артиста».

В юности Александр был в одной компании с Бурлюком, Маяковским, Северяниным и другими футуристами, в сериале же его друзья – художник Осьмёркин (который в воспоминаниях не упоминается вообще), актёр Мозжухин и вымышленный поэт Агеев. Выдуман он для контраста, чтобы показать, как в сравнении с эмигрантами кошмарно жили советские поэты, и заодно – как удивительно наивен и бестактен был Вертинский.

 В 30-е годы он вдруг звонит Агееву в коммунальную квартиру и приглашает его скорей приехать к нему в гости в Сан-Франциско, не понимая, что это абсолютно невозможно. Кстати, разве тогда телефонная связь между США и СССР была? Ау, сценаристы, фальсификаторы историй!

Агеев придуман ими для выполнения важной пропагандистской миссии, чтобы в конце фильма открыть Вертинскому страшную правду, в какую жуткую страну он вернулся, и чтобы гордый патриот встал перед ним на колени.

Сфальсифицированы также романы артиста со звёздами синематографа Верой Холодной и Марлен Дитрих. С точки зрения сценаристов, по жизни безвольного гения вели энергичные женщины – явный феминистский перегиб. А зачем такой капризной и глупой истеричкой представили его настоящую жену Лидию?

Популярность Вертинского была необыкновенна. С ним хотели познакомиться очень разные люди: знаменитые артисты, магнаты, представители королевских и царских фамилий. И, может быть, потому что Вертинский не стремился «монетизировать» эти знакомства, некоторые из них превращались в дружбу.

Во время Гражданской войны он познакомился с генералом Слащовым, которого Булгаков прославил в своей пьесе «Бег» в образе Хлудова. Генерал, как и многие белые офицеры, очень любил песню, посвящённую погибшим в 17-м юнкерам, «Я не знаю, зачем и кому это нужно…». Казалось бы, для биографического сериала описанные в воспоминаниях встречи со Слащовым в Крыму и Константинополе – лакомый подарок. Но, о боже, в сериале Слащов превратился в женщину, начальницу контрразведки, которую сыграла Анна Михалкова. Если допускается то, что у белых была своя Розалия Землячка, то тогда… позволено всё.

Эта мадам отправляет Вертинского в эмиграцию, впоследствии она превращается в советского агента, потом в работника посольства в Китае, который отправляет героя в СССР. Наглая фальсификация истории жизни Вертинского.

Поверг в изумление большой кусок сериала, связанный с Германией. На самом деле Вертинский жил и работал там недолго в 20-х (после Константинополя, Бессарабии и Польши). Потом приезжал на гастроли и записывать пластинки, но как только к власти пришли нацисты, Александр Николаевич сразу уехал в Париж и больше в Берлине не появлялся.

 Сценаристы же поселили его здесь надолго, придумали кабаре, которым Вертинский якобы владел на пару с Марлен Дитрих (на самом деле она уехала задолго до прихода нацистов). И в этом кабаре они регулярно встречаются с нацистскими бонзами и советскими дипломатами.

 В сериале, разумеется, мерзавцы и те, и другие, но наш дипломат особенно двуличен и подл – так что очень странно казалось настойчивое стремление Вертинского в советскую Россию.

Что не так в сериале «Вертинский»

В сериале из Германии он уехал из-за своего аккомпаниатора, который по воле сценаристов оказался гомосексуалистом. Он посещал какой-то берлинский гей-клуб и там то ли сменил пол, то ли просто полюбил переодеваться в женщину, и гомофобы-нацисты с ним расправились. На близкие темы фильмы снимали Висконти, Фассбиндер и другие, но в сериале получилось как-то нелепо – это не имело в жизни никакого отношения к Вертинскому.

А зачем этот сериал? Чтобы рассказать правду о выдающемся русском артисте-патриоте? Не-а. Сдаётся мне, что задачи были другие. 1. Снять коммерческий, смотрибельный сериал (для этого – постельные сцены с Дитрих и Холодной). 2. Обязательно потрафить новым оскаровским стандартам (история с аккомпаниатором). 3. А главное, поставить Вертинского на колени, чтобы он пожалел о том, что вернулся в советскую Россию.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности