18+
17 Июня 10:10
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Как была спасена мусульманская святыня Ташкента

Комплекс Шейхантаур считается одним из наиболее известных и значимых исторических ансамблей Ташкента. Но святыня едва не исчезла после Октябрьского большевистского переворота.

Как была спасена мусульманская святыня Ташкента

Свое название комплекс получил по имени шейха Ховенди Тахура, исламского богослова первой половины XIV века, захоронение которого и послужило формированию загородного (для своего времени) кладбища и впоследствии мемориального ансамбля.

Прославлению шейха Ховенди Тахура особо способствовала деятельность его правнука шейха Убайдуллы Ходжи Ахрара Вали, крупного религиозного авторитета при дворе Темуридов.

В XX веке в районе Шейхантаурского комплекса проводились широкомасштабные работы по реконструкции городской территории. Наиболее значительные из них были связаны с расширением и обустройством улицы Шейхантаурской, в 1938 году получившей новое название в честь Навои. Увы, не обошлось без разрушения некоторых объектов, не лишенных исторического интереса.

Вообще-то, на территории комплекса строительный процесс шел всегда, абсолютное большинство построек, существовавших к началу XX века,  это были сооружения конца XVIII-XIX вв.

Архивные документы свидетельствуют, как шла “модернизация” Шейхантаура. И документы  наглядно демонстрируют, что новодельные версии последних десятилетий никак не соответствуют действительности.

Так, в мае 1925 года в Средазкомстарисе (Среднеазиатской комитет по охране памятников старины и искусства) забили тревогу по поводу известия о строительстве… стадиона на месте Шейхантаурского кладбища. Эта организация в 20-е годы прошлого века пользовалась значительным авторитетом, к ее голосу прислушивались власти. Состояла она практически полностью из русских краеведов, в основном сформировавшихся еще до революции. Русских защитников старины возмутило посягательство на исторический объект. Деятели Средазкомстариса потребовали от инициаторов «революционных преобразований» объяснений.

13 мая 1925 г.  встреча  защитников истории и инициаторов строительства стадиона состоялась. Выяснилось, что застрельщиком было Ташкентское отделение Вакуфного управления, ведавшего финансами, поступавшими в пользу исламских учреждений — мечетей, медресе. Причем все было официально согласовано с Ташкентским старогородским исполкомом (после революции 1917 года в Ташкенте ряд лет существовала отдельно городская власть в Новом, русском городе, и в Старом, узбекском).

Председатель Ташкентского отделения Вакуфного управления Касым Садыков и представитель  Старогородского исполкома Шоисламов заявили, что “в Старом городе ощущается острая нужда в стадионе при необходимости усиления пропаганды физкультуры и проведения ее методов в жизнь. Для его устройства было намечено кладбище Шейхантаур, которое и должно быть сровнено почти целиком».

В дальнейшем, продолжал Касым Садыков, «Вакуфное управление наметило разрушить входные ворота (со стороны будущей улицы Навои), окончательно разобрать ведущий из них к памятнику открытый коридор и, сровняв с землей остатки Чилляханы (сооружение в центре кладбища для паломников, которые жили там во время поста ), срыть еще несколько сагана (намогильников) вплоть до короткого бокового коридора и с южной стороны от мавзолея до границы деревьев арчи”.

Шоисламов в свою очередь заявил, что “работа на кладбище шла с ведома и разрешения Старогородского исполкома и что до сих пор к ним непосредственно жалоб от населения не поступало; было получено согласие и от некоторых представителей духовенства”.

 

Представители Средазкомстариса, среди которых был молодой тогда краевед, будущий академик Михаил Массон,  заранее подготовили справку о произведенных разрушениях и предлагали некоторые детали восстановить. На это председатель Ташкентского отделения Вакуфного управления ответил, что этого делать нет никакого смысла, поскольку в ходе строительства стадиона все будет разрушено полностью.

Тем не менее, благодаря усилиям и попечительству русских краеведов значительную часть комплекса, ценного для узбекской истории, удалось сохранить до наших дней. По крайней мере, угроза “сровнять все с землей” осталась неосуществленной.

Юрий Флыгин, историк

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Как была спасена мусульманская святыня Ташкента

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!

[bws_google_captcha]
  1. Светослав:

    Увы, незначительную часть – осталось всего 3 памятника архитектуры из 16-ти…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности