18+
28 Марта 13:39
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Памятники и призраки Боткинского кладбища

Удивительны и неповторимы памятники царских времен на Боткинском кладбище в Ташкенте. Они отражают давно ушедшую эпоху и взывают к живым.   Памятники и призраки Боткинского кладбища

Русская диаспора Туркестана соблюдала традиции своей родины. В Ташкенте были мастерские, но богатые горожане старались привезти на могилу родных памятники из центральной России. На некоторых сохранившихся монументах можно увидеть клейма фирм и города, в которых они были сделаны – Москва, Киев.

В это плане крайне познавательны анонимные заметки «Прогулки по Ташкенту» от  1914 года. Вот что он пишет: «На подходе к погосту Кладбищенская улица вскоре уходит влево, а прямо ведет дорога к ипподрому к самому зданию, но обыкновенно едут по Куйлюкской. Ну, да пыль везде одинакова.

Вот завод Юсупова, кладбищенского соседа, а напротив сартовский базарчик и выделка памятников. Чуть правее и самое кладбище. Ворота гостеприимно раскрыты».

Ипподрома и завода Юсупова давно нет, а базарчик есть, но продают только цветы, и ворота те же самые. И тоже всегда раскрыты.

Читаем далее: «Широкая аллея, обсаженная пирамидальными тополями, ведет к церкви, где по праздникам идет служба. Другие аллеи идут параллельно главной или перпендикулярно к ней».

Что ж, узнаваемо. Только аллея значительно сузилась за счет захоронения почётных и богатых, да и тополи не дожили до наших дней, им на смену пришли другие деревья. А церковь та самая, прежняя и мало изменилась с тех времён, только алтарь стал больше, выдвинулся, да внутреннюю роспись недавно обновили.

Не изменили своего направления боковые аллеи, разделяющие территорию на карты. Читаем дальше: «Журчат лишь арыки, да сарты бесшумно бродят с ведрами, поливая растительность на могилах. Изредка пройдут такие же любопытствующие, но все тихо чинно, словно боясь нарушить вечный покой насельников кладбища».

Арыков нет уже много лет, для полива провели водопровод.

Памятники и призраки Боткинского кладбища

Автор подмечает: «На некоторых могилах поуходили в землю кресты, ирисы затянуты паутиной, а другие, очевидно, оплачиваемые, в полном порядке. Ближе к церкви – больше памятников, а там у ограды-дувала скромно ютятся менее состоятельные. И тут, как в жизни, капитал всюду пробивает дорогу. Тесно здесь, но все же на виду, ближе к центру. Есть лишь заготовленные места, закупленные заранее и обнесенные оградой, но будущие жильцы еще не вступили во владение, черед их не настал.

 «Особенно интересных памятников нет, все больше по шаблону изделий «Сен-Галли». Оригинальны, впрочем, рядом с могилой-памятником «павшему от руки убийцы 6 сентября 1906 г.» прокурору судебной палаты Шарыгину, памятник Курицину, в виде грота из кирпичей, с чугунными цепями или другой недалеко от памятника – усыпальницы убитого в те же времена Чернова – в виде двух скал, посреди которых проложена дорожка; на большой скале чугунный крест, а перед этим памятником два чугунных же, по моему, подсолнуха, но, должно быть, изображают хризантемы, которые венчают два матовых шара, как будто для электричества. Во всяком случае, нешаблонно.

Местами имеются покрышки-будки из жести для предохранения от зноя посаженных растений.

Вот недалеко от церкви, по левую сторону, за большой оградой, покрыта хорошим навесом среди стройных кипарисов, могила «героя Севастопольской обороны генерала Кривоблоцкого.

Непосредственно за церковью массивный черного мрамора памятник над могилой ком. совет. Иванова».

А что сегодня, что осталось? Есть большой крест Шарыгина и похожий на аналой памятник Кривоболоцкому, но уже нет ограды, навеса, и, разумеется, кипарисов.

Огромный, мощный чёрный крест предпринимателя Иванова по-прежнему стоит за церковью. Жаль, что не сохранился грот Курицына и усыпальница Чернова. Но можно поискать следы.

И эпитафии, так модные в те годы. Вот большая ограда с висячим замком; разбит цветник. За стеклом образок. Надпись гласит: «Темников. Мир праху твоему», а внизу приписка, несомненно, позднейшая: «и жены его NN».

Памятники и призраки Боткинского кладбища

Сохранился памятник с клеймом той самой фирмы Сен-Галли, но проржавел, не вся надпись читается, ни стекла, ни образка.

Не нашли мы и памятник Владимиру Боголюбскому, 27 лет. Эпитафия на нём гласила: «Господь нам в утешенье с небес ангела послал, показал свое творенье и к себе на небо взял». И на другой стороне: «Спи незабвенным сном Володя до радостного свиданья; придет час благословенный, и мы увидимся.»

Не обнаружен памятник Шмакову: «кирпичное основание, на котором стоит подобие гроба, но маленького размера, из камня. Надпись: «Шмаков, скончался 45 лет, от благодарной жены».

Зато описание памятника Полиенко чуть приоткрыло для меня завесу тайны. Давно обратила внимание на высокую, похожую на свечу колонну, установленную на большом камне. На колонне шестиконечная звезда и дата 5 июня 1856 года. Откуда появилась эта звезда на православном кладбище, открытом на много лет позднее 1856 года? К памятнику приставлена разбитая табличка без имени и дат, с не полностью сохранившейся надписью. Табличка не чужая, она вставляется в углубление камня.

Кто тут покоится? Кому посвящены строки популярного до революции стихотворения Никитина? «Вот и все. Покончен о жизни вопрос, не надо больше не песен, не слез».

Автор «Прогулок» походил основательно: «Чем дальше от главных дорог, тем беднее убранство могил. Так было, так и сейчас. Не удивительно, что не сохранилось то множество разнообразных крестов, – самых распространенных и не очень дорогих надгробий, которые теснились у самого дувала или за церковью, где «покоились целые ряды воинов, заброшенных на далекую окраину. Тут и казак, и сапер, и стрелок – со всей матушки России. Лишь высокие тополя вечно шепчутся над ними, да ручеек-арык журчит, словно убаюкивая».

Самыми традиционными, многочисленными надгробиями у наших предков были кресты. Деревянные, разумеется, не сохранились, но фигурные кованые и каменные, увитые ветвями деревьев или лозами винограда, символизирующими Исуса Христа, встречаются часто.

 «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15:1). Так назвал себя Иисус Христос, объясняют знатоки символику креста, увитого виноградом. А крест, основанием которого является большой камень, это крест на Голгофе.

Памятники и призраки Боткинского кладбища

Такие тоже встречаются часто, но от многих осталась лишь «Голгофа» – постарались борцы с религией в 30-е годы.

Ещё старше крестов памятники в виде каменного гроба – саркофаги. На ташкентском кладбище их несколько, но большая часть сдвинута в сторону, чтобы установить новые памятники на захоронениях поверх старых.

Были и часовни. Высокие, напоминающие готические храмы, делала из металла фирма Сен-Галли, об этом говорят клеймы. Из мрамора и гранита больше купеческих, привезённых из Москвы и Петербурга.

Довольно много скульптур – ангелы и фигуры Христа, огромный Сфинкс на братской могиле австро-венгерских пленных Первой мировой войны, барельефы и бюсты знаменитостей советского времени.

Но сколько утраченных захоронений, сколько не сохранилось!

Так, больше нет часовни на могиле полковника Жемчужникова, первого коменданта ташкентской крепости. Она была приписана к храму Иосифа и Георгия, в котором в советское время располагался кукольный театр.  Часовня стояла справа от дороги, рядом был навес и под ним отпевали покойных. Сейчас на этом месте новая церковь «Всех скорбящих Радость».

Часовня внутри, в ней алтарь, а склеп Жемчужниковых остался под полом этой церкви. Зато остались в хорошем состоянии часовни Гориздро и Топорниных. К сожалению, склеп Тезиковых засыпан и ничего над ним не осталось.

В часовнях и склепах в лихие годы, когда волна бандитизма накрывала Ташкент, прятали награбленное, устраивали ночлег беспризорники, вот в борьбе с ними и уничтожили захоронения.

Как уберечь оставшееся, чтобы не исчезла память о первых представителях русской диаспоры Средней Азии? Как объяснить, что надгробие – важный культурный объект и имеет историческое значение?

Татьяна ВАВИЛОВА

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Памятники и призраки Боткинского кладбища

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!

[bws_google_captcha]
  1. Валентин:

    Не понял! Что за позор! Почему женщины в храме с не покрытой головой? Священники! Вы что, с ума сошли? В Германии в Православных храмах дают БЕСПЛАТНО юбки и платки для того, чтобы женщины могли войти в храм не нарушая канонов!

  2. Светослав:

    Сначала спросили бы, какого черта святоши ИЗУРОДОВАЛИ внешний вид храма – часовни Святого Александра Невского, прилепив какой-то навес к памятнику архитектуры, потом возмущайтесь женщинами без платков. Касаемо БЕЗПЛАТНЫХ платков и юбок – тут же начнут продавать, пихая деньги в свой карман. Или не знаете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности