18+
19 Марта 09:54
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Почему 1 марта русский газ не пришел в Узбекистан

Как известно, узбекский министр энергетики Джурабек Мирзамахмудов обещал стране/народу, что 1 марта в Узбекистан пойдет газ российского Газпрома, напомнил ТГ-канал На Востоке не все как кажется. Не пошел. И не пойдет.

Почему 1 марта русский газ не пришел в Узбекистан

Еще 24 января наше Минэнерго и Газпром подписали Дорожную карту газового сотрудничества. Согласно документу,  стороны должны были обсудить технические и финансовые стороны поставок газа, и  с 1 марта начать поставки газа по газопроводу «Средняя Азия – Центр».

Накануне Минэнерго сообщило прессе, что «обе стороны продолжают дополнительное изучение  Дорожной карты. Пока определенного соглашения нет. Поэтому импорт природного газа из России в Узбекистан не начат».

Может возникнуть вопрос: это как они там «изучают свой собственный документ»? Вопрос правильный. Но давайте вспомним слова министра Джурабека Мирзамахмудова: «Мы никогда не будем рисковать нашими национальными интересами. Мы не допустим здесь никаких политических условий». Замечательная патриотическая риторика!

Только вот политологи прекрасно знают: когда власти нечего сказать по существу, используется «старое и верное оружие» – сразу «всплывают политические аспекты. Чаще всего – вопросы  независимости.

Какие политические условия? Да никаких: газопровод «Средняя Азия – Центр» и так принадлежит Газпрому. Газпром предлагает переключить одну из своих (своих!) четырех труб на реверс, в Узбекистан. Что касается внутренней газотранспортной системы нашей страны, так она даром никому не нужна – старая и ветхая (потери 25%).

Дело совсем в другом. Если российский газ придет в Узбекистан, в Центразию, то это выводит Газпром из-под американских санкций.

 Уже 13 лет работает   газопровод  «Центразия – Китай». Газ из Узбекистана-Туркмении идет даже в Гонконг.  Хотя мощность 3 ниток системы   – 55 млрд м3/год, в  последнее время  по этой трубе качают  в КНР  лишь 40 млрд м3/год . Как раз есть место для российского газа.

А имея «на руках»  газ из Центразии, китайцам легче было бы торговаться с американцами за их сжиженный природный газ – СПГ. Китай покупает последнее время у США ежегодно ок. 25  млн тонн СПГ. Одна тонна СПГ сейчас торгуется $ 200 – $ 400. На кону –  десятки  миллиардов долларов в течение длительного времени.

Более того. Поставки российского газа стали бы возможны в Афганистан и в Пакистан.  Еще год назад проект газопровода ТАПИ казался миражом и аферой. Сейчас проект выглядит по-другому: он нужен и китайцам, поскольку у них в пакистанском порту Гвадар самая большая военная база в Азии.

Резюме: российский газ в Центразии – это стратегическая «перелицовка» всего энергетического расклада на субконтинете в интересах не только Узбекистана, но и России и Китая. И это совсем не нужно бизнесменам из-за океана.

Напомню тем, кто забыл: в прошлом году Минторг США внес  в список подсанкционных структур узбекскую фирму  Promcomplektlogistic и  еще несколько предприятий. Причем только “по подозрению в поддержке военно-промышленного комплекса России». 

Об этом  еще раз напомнил на днях наш лучший друг Энтони Блинкен, посулив $25 млн за «хорошее поведение». Цена оскорбительная, если сопоставить с реальной проблемой…

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности