110 лет со дня рождения академика Галины Пугаченковой отмечают нынче все, кто причастен к истории архитектуры Центральной Азии. О ней вспоминают…
Ее научная биография начиналась с Туркменистана, где в 40-е гг. прошлого века Галина Анатольевна принимала участие в составе ЮТАКЭ (Южнотуркменской археологической экспедиции) под руководством академика М.Е.Массона, в качестве молодого аспиранта, вскоре став не только его ближайшим соратником на долгие годы, но и супругой.
Публикуемые сегодня фотографии напомнили мне одну из наших деловых встреч, когда я счастливо попадал в творческую лабораторию уникального дома-музея двух академиков.
Это было в году 1994-м, когда журнал «Культурные ценности» готовил публикацию о туркменской молодости Г.А.Пугаченковой и ее работе на археологических раскопках Туркменистана.
Накануне я позвонил Галине Анатольевне, мы условились о встрече и, придя в ее квартиру в знаменитом ныне «Доме специалистов на Набережной Анхора», застал Галину Анатольевну что-то печатающей на старенькой пишущей машинке. Она была явно не довольна своим «ундервудом» с постоянно западающей клавишей, да и возраст 80-летнкего юбиляра тоже был солидным для мелких кнопок допотопного инструмента…
-«Я сейчас закончу, присаживайтесь…» -продолжая стучать по клавишам и затем вынув напечатанное, Галина Анатольевна стала что в нем что-то зачеркивать и править. Я терпеливо ждал. Наконец протянула этот листок мне, обругав непослушную машинку, извинилась за помарки:
-«Вот пока искала старые фото, наткнулась на рукопись со стихами тех лет. Хотя они непрофессиональны и несколько романтичны, но отражают дух и настрой нашей экспедиции в Туркменистан. И вот отобрала две фотографии. Мне здесь лет 30, одна из них точно экспедиционная, снята на раскопках в Анау в 47-м…»
Сегодня смотрю на этот листок, напечатанный рукой мэтра с быстрыми размашистыми правками, улыбаюсь, вспоминая злосчастную машинку. Текст читается плохо, поэтому прилагаю расшифровку:
«Мы попираем прах погибших городов…
…………………………………………………………
Взгляни на башен смутные обвалы,
Откуда над желтеющей равниной
Степной орел взмывает ввысь и стынет,
Как лёт веков,
как вымпел,
как обвалы
Под солнцем уплывающих холмов.
Как груды бледно-красных черепков,
Оползших к жерлу ветхой сардобы,
Где ныне, вместо всплесков голубых
Лишь змеи, пыль, травы сухие клочья…
И мнится, что венцы бахромчатых верхов
Красавица-мечеть в бессилье хочет
Склонять во прах погибших городов…
Анау, октябрь 1946г.»
Приписка от руки: «Г.Пугаченкова. Эти стихи были написаны в Анау, когда я вела изучение мечети.
Г.П.»
Имеется в виду «Мечеть Сейит Джемал ад-Дина (также: Дом красоты)
Октябрь 1946г.Тогда мечеть еще стояла во всей красе. Ровно через два года 6 октября 1948г произошло ужасное Ашхабадское землетрясение, которое разрушило не только весь город, но оставило в руинах и эту «красавицу-мечеть»…
Стихи оказались пророческими! –«мы попираем прах погибших городов…»