На телеканале «Россия 1» стартует показ киноэпопеи Андрея Кончаловского «Хроники русской революции». В сериале факты переплетаются с вымыслом, при этом последний порой выглядит более убедительно, чем правда.

Горький и Гапон существовали в разных мирах? Вовсе нет. Они оказались вместе в роскошной квартире писателя. Горький даже планировал написать за Гапона воззвание к рабочим, призывающее к революции. Зритель возмущается: «Какая нелепость! Зачем он это выдумал?» Но это чистая правда.
После расстрела мирной демонстрации на Дворцовой площади Гапон прятался у Горького. «Буревестник революции» вместе с эсером Петром Рутенбергом фактически продиктовали ему воззвание, с которого и началась Первая русская революция. Затем Гапон укрывался у Ф.Д. Батюшкова, что напоминает современную ситуацию, когда организатор беспорядков скрывается у профессора МГУ.
Вот еще одна невероятная история. Гапон встретился с Лениным за границей. Они обнялись и обсудили перспективы вооруженного восстания. На корабле «Джон Графтон» Гапон должен был привезти в Петербург оружие, купленное на финские деньги и переданное большевикам при посредничестве Горького. Однако корабль потерпел крушение, и оружие попало в руки полиции. Гапона повесил Рутенберг при участии группы рабочих.
Не кажется ли это выдумкой? Но эта история не была включена в школьные учебники.
Русский терроризм был театральным, но при этом реальным и жестоким. Он был полон подмен и масок.
Революция неразрывно связана с Серебряным веком. Это мир театра и карнавала, за которым скрывался гул возмущенного народа.

В сериале много неожиданных сцен и поворотов, которые не дают заскучать. смотреть его увлекательно.
С образом Ленина в исполнении Евгения Ткачука вышла неудача. Актер превосходный, но его игры недостаточно для создания полноценного образа вождя. Остается надеяться, что в будущих сериях он повзрослеет.
Парвус получился отлично. Горький выглядит убедительно, хотя, возможно, на четверку. Распутин также убедителен, хотя его пронзительный взгляд напоминает Алексея Петренко в фильме «Агония».
О Распутине. Версия о том, что за его убийством стояли англичане, поддерживается многими историками. Во время войны Распутину стало обидно за мужиков, гибнущих на фронте, в то время как аристократия наживалась. Он стал противником войны, что было невыгодно Англии.
Главная проблема Николая II — не Распутин, а «дворцовая камарилья» и его родня.
Последний император показан сдержанно, но точно. Он скромный, замкнутый и неуверенный. Он не виновник революции, а скорее жертва неблагоприятного для монархии периода истории.

Сериал снят в отличном цветовом решении, напоминающем раскрашенные фотографии начала века. Он смотрится на одном дыхании и вызовет множество споров, считает Павел Басинский.

