18+
28 Сентября 16:42
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Русский Самарканд: проспекты в честь генералов

150 лет назад Туркестанский генерал-губернатор К.П. фон Кауфман утвердил план нового Самарканда. Мы продолжаем рассказ о его истории.

Русский Самарканд: проспекты в честь генералов

Территория русской части города, размером – 229 десятин и 400 саженей земли (около 27 гектаров), ограничивалась на севере Барбетной улицей, на востоке – Эспланадной, на юго-востоке – Абрамовским бульваром, а на юго-западе – Черняевским проспектом. Эта земля была приобретена на городские деньги у коренных жителей для раздачи земельных участков. Офицерам и чиновникам выдавались наделы (до 800 кв. саженей), а семейным нижним воинским чинам (до 200 кв. сажен), и, в виде исключения, земельные участки выдавались русским купцам и мещанам.

 Нижним чинам был отведён весь северо-западный угол территории с названием «Солдатская слобода». Участки в этой слободе (от 120 до 200 кв. саженей) раздавались солдатам, вышедшим в запас, бесплатно, с пособием от казны по 25 рублей и лесоматериалом в придачу на постройку домов.

К этому времени в Самарканде появляется Владимир Максимович Лемке, выпускник Санкт-Петербургского строительного училища, которое он окончил в 1877 году со званием гражданского инженера. Сначала он занимал должность младшего инженера-архитектора Зеравшанского округа, а позже, став архитектором, Лемке занимался вопросами благоустройства и строительства Самарканда вплоть до 1882 года.

После разбивки первых городских улиц было начато устройство мостов. Затем приступили к шоссированию и посадке деревьев по обеим сторонам улиц. Строительство русского Самарканда было, естественно, продиктовано военной стратегией. И потому он, как и русский Ташкент, расположился под прикрытием крепости. 

По первоначальному плану города, составленному архитектором Левенштерном, от крепости лучеобразно расходились улицы будущего города.

Русский Самарканд: проспекты в честь генералов

Штаб войск самаркандского гарнизона на Абрамовском бульваре

Северной оконечностью нового Самарканда стала Барбетная улица, примыкавшая к Солдатской слободке. Параллельно ей расположились Каттакурганский, Ташкентский и Ургутский проспекты. С юго-запада русскую часть города окаймлял Абрамовский (поименован в честь генерала, первого начальника Зеравшанского округа, первого губернатора Самарканда, руководившего строительством) бульвар, отделявший его от старого, мусульманского, Самарканда.

В северной части города, рядом с Солдатской слободкой, появилось христианское кладбище. Названные выше лучевые улицы, упиравшиеся в цитадель, пересекались улицами радиальными, получившими названия Эспланадная, Александровская, Кауфманская, Николаевская и Черняевская. Все они брали свое начало от Абрамовского бульвара.

В самих наименованиях улиц явно прослеживалась тенденция сочетания местных географических реалий (Катта-Курган, Ташкент, Ургут, Пенджикент, Челек, Джам, Зерабулак, Карши) с именами представителей правящей в империи династии (Александр, Николай, Константин) и фамилиями отличившихся при завоевании Туркестана русских генералов (Кауфман, Абрамов, Черняев). В некоторых же иных названиях закреплялся их функциональный смысл (Барбетная, Эспланадная, Тюремная, Кладбищенская, Госпитальная, Артиллерийская).

На центральных улицах «русского» Самарканда и стали воздвигаться наиболее престижные и значительные здания.

Городская администрация стала отводить участки под индивидуальное строительство. К 1875 году было построено уже 195 частных домов и 21 казенное здание.

 Дома, возводимые частными лицами, разбивали новый город на более мелкие кварталы и образовывали небольшие внутренние улочки с местными топонимами – Челекскую, Джамскую, Зерабулакскую, Каршинскую. Город быстро застраивался.

По сохранившимся статистическим отчетам канцелярии Туркестанского генерал-губернаторства следует, что все распределенные жилые участки были застроены уже к 1877 году. Общая городская площадь составляла более 350 тысяч квадратных саженей, из них под казенные места было отведено 60654, под солдатскую слободку — 35 тысяч, под улицы 166 173, под частные кварталы — 88,5 тысяч квадратных саженей. В жилом фонде насчитывалось уже 217 домов.

Владели ими люди разных сословий: чиновники и офицеры выстроили себе 54 дома, купцы, мещане и крестьяне — 31, неслужилые дворяне — 17, бессрочно отпускные — 14, нижние чины — 78.

Четырнадцать престижных домов в русской части города принадлежали казенным учреждениям. Небезынтересно, что в порядке исключения здесь же возвели себе дома девять состоятельных местных жителей. Всего же в «русском» Самарканде к этому времени, не считая офицеров и солдат расквартированных войск, насчитывалось 1210 человек.

Естественно, появились тут вскоре магазины и лавки, ренсковые погреба, питейные заведения, две харчевни и одна гостиница. Первыми промышленными заведениями стали два водочных и один пивной завод. Помимо офицеров и чиновников сюда стали съезжаться торговцы и ремесленники, а также авантюристы всех мастей в надежде разбогатеть. В городе начали оседать и обзаводиться собственными домами так называемые бобыли (солдаты и другие одинокие военнослужащие).

На центральных улицах «русского» Самарканда и стали воздвигаться наиболее престижные и значительные здания общественного и торгового назначения. Городская администрация стала отводить участки под индивидуальное строительство. К 1875 году было построено уже 195 частных домов и 21 казенное здание. 

Сам характер строительства военных и гражданских зданий практически не отличался от Ташкента: такие же приземистые дома из сырцового кирпича, обложенные позднее кирпичом-железняком. Однако частные дома имели более благопристойный вид, что зависело, естественно, от наличия средств у их владельцев.

Русский Самарканд: проспекты в честь генералов

Бывшее здание Российского государственного банка  (самаркандское отделение)

Значительные изменения в облике города произошли после того, как Самарканд стал центром одноименной области (1887 год). Так называемого единого административного центра здесь не было, и потому казенные учреждения были разбросаны по разным улицам: на Ташкентском проспекте находились окружной суд и полицейское управление, на Ургутском — областное правление, почтово-телеграфная контора, казначейство и государственный банк.

Резиденция военного губернатора разместилась на Абрамовском бульваре. Там же находилась и канцелярия начальника Самаркандского уезда, казенное училище и мужская гимназия. Центральная площадь города была сформирована зданиями церкви св. Георгия Победоносца, Общественного и Офицерского собраний. Она получила название Церковной. Здесь проводились все наиболее важные и значительные городские мероприятия.

 После проведения железной дороги в Самарканд вокруг ее станции стихийно возник небольшой поселок, населенный железнодорожными рабочими и служащими. В 1899-м году, когда население его значительно возросло, рядом с вокзалом была построена церковь. Возвели здесь и гостиницу под названием «Россия» (здание было снесено в июне 2008 года).

Быстро разраставшийся город постоянно нуждался в приобретении новых территорий под застройку. В 1904 году властями были отведены дополнительные участки земли исключительно для «лиц православного исповедания, состоящим на государственной службе в Самарканде». Причем владельцев этих участков настоятельно обязывали возводить дома в шестимесячный срок. Это был последний случай отвода земли под строительство для российских офицеров и чиновников.

Рубен НАЗАРЬЯН  

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности