150 лет назад Туркестанский генерал-губернатор К.П. фон Кауфман утвердил план нового Самарканда. Мы продолжаем рассказ о его истории.
Территория русской части города, размером – 229 десятин и 400 саженей земли (около 27 гектаров), ограничивалась на севере Барбетной улицей, на востоке – Эспланадной, на юго-востоке – Абрамовским бульваром, а на юго-западе – Черняевским проспектом. Эта земля была приобретена на городские деньги у коренных жителей для раздачи земельных участков. Офицерам и чиновникам выдавались наделы (до 800 кв. саженей), а семейным нижним воинским чинам (до 200 кв. сажен), и, в виде исключения, земельные участки выдавались русским купцам и мещанам.
Нижним чинам был отведён весь северо-западный угол территории с названием «Солдатская слобода». Участки в этой слободе (от 120 до 200 кв. саженей) раздавались солдатам, вышедшим в запас, бесплатно, с пособием от казны по 25 рублей и лесоматериалом в придачу на постройку домов.
К этому времени в Самарканде появляется Владимир Максимович Лемке, выпускник Санкт-Петербургского строительного училища, которое он окончил в 1877 году со званием гражданского инженера. Сначала он занимал должность младшего инженера-архитектора Зеравшанского округа, а позже, став архитектором, Лемке занимался вопросами благоустройства и строительства Самарканда вплоть до 1882 года.
После разбивки первых городских улиц было начато устройство мостов. Затем приступили к шоссированию и посадке деревьев по обеим сторонам улиц. Строительство русского Самарканда было, естественно, продиктовано военной стратегией. И потому он, как и русский Ташкент, расположился под прикрытием крепости.
По первоначальному плану города, составленному архитектором Левенштерном, от крепости лучеобразно расходились улицы будущего города.
Штаб войск самаркандского гарнизона на Абрамовском бульваре
Северной оконечностью нового Самарканда стала Барбетная улица, примыкавшая к Солдатской слободке. Параллельно ей расположились Каттакурганский, Ташкентский и Ургутский проспекты. С юго-запада русскую часть города окаймлял Абрамовский (поименован в честь генерала, первого начальника Зеравшанского округа, первого губернатора Самарканда, руководившего строительством) бульвар, отделявший его от старого, мусульманского, Самарканда.
В северной части города, рядом с Солдатской слободкой, появилось христианское кладбище. Названные выше лучевые улицы, упиравшиеся в цитадель, пересекались улицами радиальными, получившими названия Эспланадная, Александровская, Кауфманская, Николаевская и Черняевская. Все они брали свое начало от Абрамовского бульвара.
В самих наименованиях улиц явно прослеживалась тенденция сочетания местных географических реалий (Катта-Курган, Ташкент, Ургут, Пенджикент, Челек, Джам, Зерабулак, Карши) с именами представителей правящей в империи династии (Александр, Николай, Константин) и фамилиями отличившихся при завоевании Туркестана русских генералов (Кауфман, Абрамов, Черняев). В некоторых же иных названиях закреплялся их функциональный смысл (Барбетная, Эспланадная, Тюремная, Кладбищенская, Госпитальная, Артиллерийская).
На центральных улицах «русского» Самарканда и стали воздвигаться наиболее престижные и значительные здания.
Городская администрация стала отводить участки под индивидуальное строительство. К 1875 году было построено уже 195 частных домов и 21 казенное здание.
Дома, возводимые частными лицами, разбивали новый город на более мелкие кварталы и образовывали небольшие внутренние улочки с местными топонимами — Челекскую, Джамскую, Зерабулакскую, Каршинскую. Город быстро застраивался.
По сохранившимся статистическим отчетам канцелярии Туркестанского генерал-губернаторства следует, что все распределенные жилые участки были застроены уже к 1877 году. Общая городская площадь составляла более 350 тысяч квадратных саженей, из них под казенные места было отведено 60654, под солдатскую слободку — 35 тысяч, под улицы 166 173, под частные кварталы — 88,5 тысяч квадратных саженей. В жилом фонде насчитывалось уже 217 домов.
Владели ими люди разных сословий: чиновники и офицеры выстроили себе 54 дома, купцы, мещане и крестьяне — 31, неслужилые дворяне — 17, бессрочно отпускные — 14, нижние чины — 78.
Четырнадцать престижных домов в русской части города принадлежали казенным учреждениям. Небезынтересно, что в порядке исключения здесь же возвели себе дома девять состоятельных местных жителей. Всего же в «русском» Самарканде к этому времени, не считая офицеров и солдат расквартированных войск, насчитывалось 1210 человек.
Естественно, появились тут вскоре магазины и лавки, ренсковые погреба, питейные заведения, две харчевни и одна гостиница. Первыми промышленными заведениями стали два водочных и один пивной завод. Помимо офицеров и чиновников сюда стали съезжаться торговцы и ремесленники, а также авантюристы всех мастей в надежде разбогатеть. В городе начали оседать и обзаводиться собственными домами так называемые бобыли (солдаты и другие одинокие военнослужащие).
На центральных улицах «русского» Самарканда и стали воздвигаться наиболее престижные и значительные здания общественного и торгового назначения. Городская администрация стала отводить участки под индивидуальное строительство. К 1875 году было построено уже 195 частных домов и 21 казенное здание.
Сам характер строительства военных и гражданских зданий практически не отличался от Ташкента: такие же приземистые дома из сырцового кирпича, обложенные позднее кирпичом-железняком. Однако частные дома имели более благопристойный вид, что зависело, естественно, от наличия средств у их владельцев.
Бывшее здание Российского государственного банка (самаркандское отделение)
Значительные изменения в облике города произошли после того, как Самарканд стал центром одноименной области (1887 год). Так называемого единого административного центра здесь не было, и потому казенные учреждения были разбросаны по разным улицам: на Ташкентском проспекте находились окружной суд и полицейское управление, на Ургутском — областное правление, почтово-телеграфная контора, казначейство и государственный банк.
Резиденция военного губернатора разместилась на Абрамовском бульваре. Там же находилась и канцелярия начальника Самаркандского уезда, казенное училище и мужская гимназия. Центральная площадь города была сформирована зданиями церкви св. Георгия Победоносца, Общественного и Офицерского собраний. Она получила название Церковной. Здесь проводились все наиболее важные и значительные городские мероприятия.
После проведения железной дороги в Самарканд вокруг ее станции стихийно возник небольшой поселок, населенный железнодорожными рабочими и служащими. В 1899-м году, когда население его значительно возросло, рядом с вокзалом была построена церковь. Возвели здесь и гостиницу под названием «Россия» (здание было снесено в июне 2008 года).
Быстро разраставшийся город постоянно нуждался в приобретении новых территорий под застройку. В 1904 году властями были отведены дополнительные участки земли исключительно для «лиц православного исповедания, состоящим на государственной службе в Самарканде». Причем владельцев этих участков настоятельно обязывали возводить дома в шестимесячный срок. Это был последний случай отвода земли под строительство для российских офицеров и чиновников.