К концу XIX века Самарканд становится одним из крупнейших торгово-промышленных центров Туркестанского края. И тогда в Петербурге было принято решение об открытии в городе отделения Государственного банка.
Это важное событие произошло 2 сентября 1890 года. Честь открытия была предоставлена опальному члену императорской семьи Великому князю Николаю Романову, проживавшему в то время в Ташкенте.
Уже через два года самаркандское отделение Госбанка стало ведущим учучреждением, широко развивая учетные операции и обслуживая не только районы Самаркандской области, но даже Коканд и Бухару. Самарканд до окончания постройки железной дороги на Андижан и Ташкент, удерживал значение складского центра мануфактурной, чайной, хлопковой, сахарной и керосинной торговли. Именно последнее десятилетие XIX века было расцветом Самарканда…
Нынче в этом здании находится филиал Национального банка.
Еще один филиал другого имперского банка появился в Самарканде в самом конце XIX века. Его предыстория связана с событиями Японо-китайской войны 1894-1895 годов. На проигравшую сторону – Пекин — была наложена огромная контрибуция. Для выплаты этой суммы французские и российские банки организовали совместный синдикат для размещения на рынке бумаг китайского банка. А затем был создан и специальный Русско-китайский банк, который открылся в Петербурге 21 января 1896 года.
Банк этот не только финансировал торговые операции России с Китаем, но и способствовал строительству Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая затем стала частью Транссибирской магистрали. Через этот банк осуществлялись импортно-экспортные операции: Россия ввозила в Китай пеньку (мешковину, веревки, льняные холсты), нефть и чугун, а вывозила из него различные сорта чая. В поле зрения концессионеров попал и Туркестанский край. А вслед за ним в первом десятилетии XX века открылись филиалы в Ташкенте и Коканде, Новом Маргилане и Бухаре.
История появления этого банка в Самарканде довольно интересна и необычна. В 1896 году генерал-губернатор С. М. Духовской во время одной из своих поездок в Петербург общался там по делам службы с министром финансов Российской империи С.Ю. Витте. Там он совершенно случайно встретил самаркандского знакомого — успешного коммерсанта Л.Н. Бауэра. И Духовской сходу представил его министру как наиболее подходящую кандидатуру на должность директора самаркандского отделения Русско-китайского банка.
Именно под патронажем педантичного немца Людвига Бауэра банковский филиал в Самарканде вскоре начал функционировать. Но, не довольствуясь наемным помещением и осознавая широкие перспективы деятельности учреждения, Л.Н. Бауэр сразу же взялся за строительство нового здания. Имея солидный капитал, сделать это было несложно.
В 1899 году на Абрамовском бульваре Самарканда было выстроено первое в городе двухэтажное здание. Здесь и нашло место отделение Русско-китайского банка. Непривычное для Самарканда белоснежное строение представляло собой прямоугольник с двухъярусным портиком, который подчеркивал вход в здание и являлся центром симметричной обработки главного фасада. Поверхность стен членилась плоскими пилястрами и карнизами. Величественное сооружение, имевшее в целом весьма представительный силуэт, несколько портило чрезмерное обилие лепных украшений…
К 1903 году баланс самаркандского отделения значительно вырос за счет развития торгово-финансовых операций на Средне-Азиатской железной дороге. Еще более улучшилось материальное положение банка в 1906 году, когда железная магистраль через линию Оренбург-Ташкент соединилась со всей сетью железных дорог России. В это время самаркандское отделение банка по прибыльности за счет кредитования и учета векселей находилось на втором месте, уступая лишь Шанхайскому банку в Китае. Третье место с большим отрывом от Самарканда занимал Париж.
Именно самаркандское отделение представляло в Европейской России и зарубежных странах Среднюю Азию, играя важную роль в коммерческих сделках. Все десять лет существования отделения Русско-китайского банка в Самарканде Л.Н. Бауэр не только возглавлял его. Благодаря его глубоким знаниям, настойчивости и работоспособности край буквально покрылся сетью филиалов и агентств Русско- китайского банка…
Банк рухнул после поражения России в войне с Японией. В конце 1909 года он был ликвидирован и объединен с Северным банком. Так появилась на свет крупная финансовая структура — акционерный коммерческий «Русско-Азиатский банк». Но и ему суждено было погибнуть после большевистского переворота.
После революции в помещении бывшего самаркандского отделения Русско-Азиатского банка неоднократно сменяли друг друга различные профсоюзные и другие советские учреждения. Некогда украшавшие особняк скульптурные изваяния двух оригинальных львиноподобных собачек Фу, являвшихся китайскими символами защиты и охраны, загадочным образом исчезли с банковской ограды на несколько десятилетий, но, прекрасно сохранившись, лишь сравнительно недавно появились перед входом в один из пригородных ресторанов.
В последней трети минувшего века здесь размещалась городская больница, городской исполнительный комитет и так называемый дом интеллигенции. Сегодня тут ректорат Самаркандского государственного университета. И лишь актовый зал с его расписным потолком и каминами дает некоторое представление об ушедшей эпохе…
Рубен НАЗАРЬЯН