4 сентября в Ташкенте начинается новый учебный год. Но у каждого поколения были свои «школьные годы чудесные»
-72 года тому назад я пошла в первый класс 43 ташкентской школы для девочек. Как мы любили свою первую учительницу Александру Александровну Кромскую!
Она была из ташкентских старожилов. Сама училась в 1-й женской гимназии, а потом работала там классной дамой. Преподавала нам и бесстужевка Галина Васильевна, вела физику. Со всего города детей не собирала, да и не принято было тогда искать особенные школы. Чем ближе к дому, тем лучше. Не надо родителям время тратить на сопровождение дитяки в школу, сам добежит.
На пороге школы нас, первоклашек (год 1951!), встречала тётя Поля. Она сидела с тряпкой в руках перед ведром с водой и мыла каждому обувь. Асфальт ещё не покрыл все дороги и в распутицу на наши галоши налипали комки грязи.
На большой перемене бежали в буфет купить горячие пирожки с капустой или картошкой и стакан чаю, какао или кофе с молоком. А потом возвращались за свои парты писать палочки и выводить перьями первые буквы и цифры, макая их в непроливайки с чернилами.
…. Мы сидим на уроке. Руки сложены, спины прямые, тишина абсолютная… гимназия, да и только. Никакой болтовни, в классе раздается либо голос учительницы, либо — отвечающей.
Каждую тетрадь с проверенной работой учительница открывает, называет отметку, объясняет, почему она поставлена, и самые лучшие, а также самые худшие проносит по рядам на всеобщее обозрение.
Порицание — хуже побоев, а похвала — выше медали… Не дай Господь, чтобы тебя сегодня поругали, расстройства и слез хватало на весь остаток дня. Двойка — позор и настоящее бедствие. Сколько раз я переписывала домашнее задание!
Если у кого-то ломалось перо или кто-то забывал дома ручку, полагалось поднять руку и сообщить учительнице. Всегда находился тот, кто одалживал требуемое.
Нагрузка в виде отстающих учениц. Считалась честью. Я так гордилась, когда ко мне прикрепили отстающую Лору Кардаш!
Директор была фигурой недосягаемой, вершившей правосудие твердо и бескомпромиссно. Не дай Бог попасть в ее кабинет!
Позже к нам перевели мальчиков и они все поняли на своем опыте. Видимо, при переходе в другую школу, «избавились» от хулиганов и озорников.
Один был сыном видного чина НКВД, но то, что он творил, не поддавалось никаким описаниям. Как сейчас говорится — полным отморозком. Ну и доигрался, конечно. Его исключили их школы, прилюдно, на линейке, невзирая на папу.
Остальные потом ушли сами, так что к седьмому классу все вели себя нормально. Но, должна сказать, что никаким тогдашним хулиганам не снилось то, что вытворяют нынешние.
Я пыталась смотреть «Школу» режиссера Валерии Гай-Германика, но не вынесла. И, говорят, это еще смягченный вариант. По телевизору сообщают об избиениях учителей учениками (!!!) , а уж обматерить учителя — это почти норма.
Нобелевскими лауреатами не стали, но высшее образование получили в подавляющем большинстве, многие защитили кандидатские и докторские, стали врачами, инженерами, биологами.
Кстати, репетиторство не было тогда распространено. Но в 9-10 классах наши учителя предметники по вечерам два-три раза в неделю проводили дополнительные занятия для тех, кто решил поступать в институты. Бесплатно!!!!