Татарские мужчины все чаще заводят вторых жен. И пытаются найти этому законное оправдание.
Исторически практика многоженства среди татар и башкир была редкой. Это было среди зажиточных мусульман Поволжья. Но не в народе.
В советское время с этим, казалось, было покончено окончательно.
Первые два десятилетия новейшей истории многожёнство не встречало поддержки даже среди верующих татар.
«У нас условия жизни сложные. В Аравии, к примеру, взял двух жен, поставил две палатки, дал им по одному платью, накормил – этого достаточно. А здесь ведь у нас каждой надо построить теплый дом, купить шубу», – объяснял непопулярность многоженства главный казый (духовный судья) Татарстана Джалиль Фазлыев.
В представлении татарских женщин идеальный брак должен быть моногамным, а появление второй жены трактуется как измена первой жене.
Председатель Союза мусульманок Татарстана Наиля Зиганшина убеждена, что «наши традиции не могут принять полигамию. Наш менталитет не готов его принять. Это и не нужно».
Жизнь, однако, берет свое.
Так, в марте этого года в казанской мечети «Марджани» ее имамом Мансуром Залялетдиновым проведена встреча с татарской молодежью на тему религиозного брака, где имам привел следующий пример: «В последнее время ко мне приходит много молодых людей и мужчин постарше. Они ищут себе вторую жену. Те, кто ищет третью, встречаются реже. В то же время есть много девушек, которые готовы стать вторыми женами. Есть и такие, у которых умерли мужья и они остались одни с детьми на руках. Выхода не остается, да и детям нужен отец. Что же этой женщине остается делать?»
К смирению законных жен призывает имам казанской мечети «Туган авылым» Ильнар Зиннатуллин, которому не раз приходилось проводить никах со вторыми супругами.
Во всех случаях многоженства мужчина живет на две семьи: жены живут в отдельных квартирах, а не вместе.
Первой жене, если она не подала на развод, приходится принять такую ситуацию как данность. Как правило, нежелание разводиться с мужем у первой жены продиктовано тем, что она не хочет разваливать семью и материально не готова растить одна детей. А потому вынуждена терпеть.
В идеале по закону шариата мужчина должен предупредить первую жену о своем намерении завести вторую жену и получить ее согласие, но, поскольку на это он рассчитывать не может, заключает никах со второй женой и без одобрения первой супруги. И такой никах даже при отсутствии согласия первой жены считается действительным с точки зрения норм мусульманского права.
Президент Рустам Минниханов выступил против многоженства, а муфтий Татарстана Камиль Самигуллин пусть и уклончиво, но также не рекомендовал такую форму семейно-брачных отношений. Но лоббирование многоженства в умме продолжается.
По нашим оценкам, численность полигамных семей среди активно верующих мусульман в Татарстане составляет не больше 1%. Цифра крайне незначительная на первый взгляд, однако многоженство будет постепенно возрастать по мере усиления ислама.