Скончался бывший министр геологии Узбекской ССР Тулкун Шаякубов, пишет Aziza Umarova.
Замминистра геологии он стал ещё в 1982 году при Шарафе Рашидове, затем в 1986 — министром геологии в советском Узбекистане. И работал на своём посту вплоть до выхода на пенсию в 1999.
Тулкун-ака родился в 1933 году в Ташкенте, один из семерых детей. Мальчик был выдающийся с ранних лет. В 28 лет стал руководителем, а потом заслуженным геологом Узбекистана, доктором геолого-минералогических наук, профессором, членом академии наук России, членом Нью-Йоркской академия наук (США), членом французской ассоциации реформаторов, лауреатом государственной премии СССР за золоторудные месторождения.
Трудовая деятельность с 1955 по 1999 год была связана с развитием геологической отрасли и минерально-сырьевых ресурсов (золото, серебро, уран, цветные и редкие металлы, нефть, газ и прочие полезные ископаемые) Узбекистана.
При нем было создано несколько СП, в том числе с «Зарафшан-Ньюмонт» в 1992 году для извлечения золота из отвалов карьера «Мурунтау» в Центральных Кызылкумах. Позже в 2007 Newmont войдёт в историю как один из громких международных арбитражных дел по Узбекистану. И не случайно, и не вине Шаякубова.
В бытность Шаякубова министром из ведомства уже забрали Узбекгеофизику (исследование земных недр). После его ухода у министерства благополучно изъяли мандат по рудным металлам, передав напрямую НГМК и АГМК разведывательные работы. А весь нефтегаз фактически отошёл печально известной компании, связанной с дочерью первого президента, Зеромакс, как и активы золотодобывающей компании Oxus Gold.
В министерстве геологии остались лишь нерудные и гидрогеология. Куцый огрызок, который был бы немыслим, будь Шаякубов ещё главой ведомства. Это важно с точки зрения понимания всей политики недропользования тех лет.
Только недавно в 2019, 20 лет спустя, новый президент объявил кардинальное реформирование геологической отрасли, взялся за консолидацию функций, расширил штат, вернул День геолога, создал профильный университет и т. д. Тулкун-ака был очень рад переменам.
Министр, сумевший поработать в СССР и потом на заре Независимости — это целая эпоха. С его именем связаны две трогательные истории, поделюсь ими.
Однажды в Лондоне в составе узбекской делегации по приглашению Европейского банка реконструкции и развития на оперном концерте, он слушал арии, прикрыв глаза. Европейцы решили, что он спит. Каково же было их удивление, когда в последующем разговоре он сказал, что слушает музыку так, чтобы прочувствовать лучше, отметил ошибку в одной партии и поразил всех своими знаниями классической музыки, авторов и исполнителей.
Вторая история ведёт нас к золоторудным запасам в штате Колорадо, куда его пригласили после выхода на пенсию как геолога на консультацию. В нашей республике было открыто более 60 месторождения золота. Основу золоторудной базы составляют месторождения Кызылкумского (Мурунтау и др.), Самаркандского (Чармитан и др.) и Приташкентского (Кочбулак и др.) геолого-экономических районов. Это бесценный профессиональный опыт.
Изучив породы в США, ознакомившись с результатами испытаний, Шаякубов смог максимально точно указать нахождение золота. Благодарные инвесторы захотели назвать рудник в его честь. На что Тулкун-ака ответил: «Назовите его именем моей великой страны – Узбекистан».
Ну и напоследок. Тулкун ака был не только государственником, но и прекрасным главой своего большого семейства. Я его знала с самого детства. Он создал великолепную традицию — День внуков. Каждый год в конце декабря все внуки готовили для него отчётный концерт с номерами, рассказывая о своих достижениях за год.
Дедушка в семье Шаякубовых был опорой, маяком и монументальной фигурой. В нем было много мудрости, дипломатичности и понимания жизни. И вместе с тем, тонкого чувства юмора.
Такие люди как Тулкун ака Шаякубов внесли огромный вклад в развитие нашей страны. Об этом вкладе надо помнить.
жои жаннатда болсин, упокой его душу, Аллах. забавно читать на вашей странице такие статьи. уже лучше выглядите, по крайней мере в моих глазах, обычного пипла