18+
29 Марта 19:09
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

В царском Ташкенте подавали отбивные из тигрятины

Было время, в Средней Азии водились тигры. Да, да, большие полосатые кошки, которые вольготно себя чувствовали в тугаях и плавнях.

По научной классификации–это туранский тигр, местные звали его джульбарсом. Водились и дикие кабаны, на них и охотились хищники.  

Вот как описывает такую сцену знаменитый русский писатель Николай Каразин в своём романе “В камышах”: Страшный рев покрыл все. Громадный старый тигр вылетел из камышей. Всем показалось, что высоко в воздухе протянулось это длинное, полосатое тело; все четыре лапы были почти крестообразно раскинуты в стороны; хвост, напряженно вытянутый, дрожал; широкие, белые бакенбарды животного придавали его голове оригинально-страшный вид. Пронзительно завизжал кабан, придавленный к земле тигром… он судорожно бился и зарывался мордою в грязь, брыкался ногами, рвался. Комья ила, грязи, стебли и целые корни камыша летели в воздух. Тяжело упираясь задними лапами, перегнувшись дугой, вцепившись зубами в загривок кабана, тигр поволок добычу в глубину чащи”.

Камышовые непроходимые заросли, кстати, шумели на окраине старого Ташкента. После прихода русских там дали земли освобожденным рабам из Индии. А при советской власти тут возвели жилой микрорайон, который так и называется-Каракамыш.

В царском Ташкенте подавали отбивные из тигрятины

В Ташкенте, у знаменитого купца Михаила Хлудова жил даже ручной тигр, – вернее тигрица по имени Маша. Зверя подарил кокандский правитель Худояр-хан. Хлудов, – к ужасу прохожих, выгуливал её словно собачку по городским улицам на стальной цепи.

Забавный случай, о котором я хочу рассказать в этом очерке, также произошёл в столице Туркестанского края. О нём рассказала в своих мемуарах русская писательница Софья Энгельгардт, урождённая Новосильцева. Этот эпизод произошёл с двумя выдающимися исследователями Центральной Азии Николаем Алексеевичем Северцовым и Василием Фёдоровичем Ошаниным.

Но, сначала несколько слов о месте действия. В семидесятые годы 19 века, в Ташкенте появился просветительский кружок, названный по фамилии его основателей – “Хомутовским”. Петр Хомутов был ссыльный революционер и проживал вместе с супругой на проспекте Духовского (ныне улица Меваранахр), недалеко от вокзала.

В этой квартире и собирались члены кружка. Собрание не носило политического характера, хотя многие его участники были «борцами с режимом». Завсегдатаями его были известные исследователи Туркестана Алексей и Ольга Федченко, зоолог Николай Северцов, чиновник особых поручений по горной части при Туркестанском генерал-губернаторе геолог Дмитрий Иванов. Интересно, что Пётр Хомутов потом занял пост вице-губернатора Сырдарьинской области. А его супруга создала приют для девочек – сирот и возила детей со слабым здоровьем за свой счёт возила на лето в Чимган.

Именно у Хомутовых на очередных посиделках и прозвучала эта история, рассказанная ученым Василием Ошаниным:

– Несколько лет тому назад охотники привезли из Чиназа огромного тигра. Как раз у меня гостил Николай Северцев. Увидев тигра, он пришел в восторг: «Вот это экземпляр! Глядите, шкура-то какая!»

Рассказывая, Ошанин слегка гнусавил, подражая Северцову.

– Ну, обмерили мы зверя, описали детально, Северцов скинул пиджак, засучив рукава, стал снимать шкуру. Справился блестяще. Однако стоит над тушей, не уходит.

Пошли, Николай Алексеевич», – говорю ему, а он глубокомысленно изрекает:

– Мы с вами, Василий Федорович, натуралисты, следовательно, должны попробовать тигрятины, какова она на вкус.

Я и так и эдак отказываюсь. Где там! Во имя науки… Согласился. Вырезали две громадные отбивные котлеты, и пошли на кухню жарить. Но жена сковороды никак не дает: «Не буду поганить посуду!».

Мы уговаривать. Ссылаемся на важность исследования. Уговорили. Стала кухарка жарить, не вытерпела, выскочила наружу. Вырвало бедняжку. Отдышалась, подошла к плите, опять рвет. А Северцов гундосит: «Брезгливость, предрассудки» …

Наконец сели за стол. Подали нам наши зарумяненные «отбивные». Для храбрости хватили по рюмке водки и приступили к «исследованию» вкусовых качеств тигрятины. Разжевал я кусок, проглотил, а он, подлец, поперек горла встал – ни туда, ни сюда! Чуть не выскочил из-за стола, но удержался, усидел. А Николай Алексеевич решительно кромсает «отбивную». Съел треть котлеты – не выдержал, оттолкнул тарелку.

– Черт с ним, гадость! И чем он, подлец, воняет…

Так закончился этот эксперимент.

В царском Ташкенте подавали отбивные из тигрятины

Николай Алексеевич Северцов и Василий Фёдорович Ошанин оставили ярчайший след в изучении Средней Азии, а вот с жареной тигрятиной не справились!

Что касается туранского тигра, то ещё в 1937 году газета «Коммунист Таджикистана» писала: «В труднодоступных, непролазных чащах тугая и камышовых крепей, по поймам наших южных рек обитает этот могучий кровожадный хищник», и добавляла, что «человека туркестанский тигр не трогает и нападать может, только обороняясь» и что «случаи нападения тигра на домашний скот встречаются крайне редко, только если скот находится вблизи камышовых и тугайных зарослей, так как населенных пунктов тигр избегает».

Таким образом, делала вывод газета, «тигр наносит нашему хозяйству совсем незначительный вред».

 Увы, браконьерский отстрел полосатого хищника, привёл к тому, что последний раз его в Средней Азии видели в 1954 году.

Владимир ФЕТИСОВ, автор книги «Дуэль на Крыше мира. Эпизоды Большой игры»

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности