Немало недовольных тем, что при Каримове многие улицы Ташкента были переименованы. Но отчасти он был прав.
Первый президент, член всесильного Политбюро ЦК КПСС, Ислам Каримов неплохо знал историю, ее мрачные страницы, не заслуживающие доброй памяти народной.
Так, не только в Ташкенте мелькало имя Володарского. Кто такой?
Это… Моисей Маркович Гольдштейн! В советские времена он был больше известен под своей партийной кличкой – Володарский.
Сразу после Октябрьского переворота он, бывший портной (в возрасте 27 лет!), занял пост комиссара по делам печати. Прославился тем, что сразу закрыл в Петрограде 150 газет и ввел самую свирепую цензуру. За что и был в 1918 году убит своим же соратником по революции – эсером. Впрочем, есть еще версия, будто на самом деле тов. Володарский присвоил, не поделившись, награбленные у «буржуев» драгоценности, и был за это «ликвидирован» своими же коллегами.
Ленин тут же воспользовался убийством и издал свое знаменитое распоряжение о необходимости «поощрять энергию и массовидность террора». За смерть бывшего портного поплатились сотни заложников – не имевших к этому никакого отношения мирных жителей.
Посмотрим вблизи, кто такой «героический» матрос Дыбенко.
Грузчик рижского порта, он стал председателем Центробалта, безжалостно вешавшим и топившим в прорубях боевых русских офицеров и адмиралов флота. Современники вспоминали, что озверевшие «братишки» Дыбенко катались на рысаках по офицерским трупам, втаптывая их в снег и навоз.
В феврале 1918-го на фронте Дыбенко чуть не погубил молодую республику – сдал Нарву немцам, открыв им дорогу на Петроград. Его «братишки» раздобыли бочку спирта, перепились, а потом драпали с криком «Полундра!». Зайцем бежал и сам «героический матрос», отыскали его только на Волге. Хотели расстрелять, но за него вступилась «подруга Ленина» Александра Коллонтай.
В конце концов «героического матроса» арестовали, обвинили в пьянстве, моральном разложении, шпионаже в пользу США и расстреляли.
Пытаясь оправдаться, Дыбенко перед расстрелом писал Сталину: «…американским языком я не владею».
Другой видный товарищ – Бела Кун.
Этот венгерский еврей, попавший в плен в Первую мировую, отличался невиданной жестокостью и принимали участие во всех карательных операциях большевиков.
В Крыму многие офицеры поверили «слову чести» Фрунзе о «прощении», остались на полуострове, и потом пришли на пункты сбора. А там по приказу Бела Куна, назначенного председателем Крымского ревкома, и Розы Землячки их стали расстреливать из пулеметов, связывали по нескольку человек, привязывали к ногам груз и топили в море.
Так были уничтожены десятки тысяч офицеров – цвет русской армии. Рассказывают, что когда через несколько лет в море в тех местах спустился водолаз, то, поднявшись на поверхность, он вскоре сошел с ума. Ещё бы: увидел, как на дне, колыхаясь под течением, стоял целый лес скелетов с развевающимися волосами…
Весь Узбекистан был испещрен и фамилией Моисея Урицкого. А это – первый начальник свирепой питерской ЧК. Выходец из семьи лавочника-менялы в Черкассах, Урицкий участвовал в бунтах 1905 года, а потом находился в эмиграции, где близко сошелся с Троцким, с которым и вернулся в Россию. Должность главы ЧК Урицкий получил в марте 1918 года. По его приказу были расстреляны рабочие – участники демонстрации, протестующей против произвола новых властей, убиты офицеры Балтийского флота вместе с семьями.
Он стал основоположником массового метода уничтожения людей – дал указание затопить в Финском заливе несколько барж с арестованными флотскими офицерами.
«Как сейчас помню его коротенькую фигурку на кривых ножках, когда он раскачивающейся походкой, ежеминутно поправляя пенсне на носу, шел к своему столу», – вспоминал А. Ильин. Мы никогда не узнаем, сколько людей погибло по приказам этого урода-алкоголика.
«Он укреплял себя в работе вином. От человека, его близко знавшего, я слышал, что под конец жизни Урицкий стал почти алкоголиком», – свидетельствует М. Алданов в книге «Убийство Урицкого».
Застрелил главного чекиста в том же 1918 году молодой поэт, член партии эсеров Леонид Канегиссер. Чекисты в ответ расстреляли в Петрограде несколько сот заложников из «непролетарских» слоев населения.
похоронен.
При похоронах с почестями на Марсовом поле перед изумленными жителями строевым шагом прошел батальон… наемников-китайцев.
Было увековечен и Петр Войков (настоящее имя – Пинхус Лазаревич Вайнер). В Екатеринбурге «прославился», как один из организаторов расстрела царской семьи. В документах судебного следствия содержатся два письменных требования Войкова выдать 11 пудов серной кислоты для обезображивания и уничтожения трупов. За эти «заслуги» получал потом в РСФСР важные посты.
Был одним из руководителей варварской операции по разграблению российских национальных сокровищ – продаже за рубеж по крайне низким ценам сокровищ императорской фамилии, Оружейной палаты и Алмазного фонда. Затем он был отправлен послом в Варшаву, где его застрелил русский эмигрант. «В ответ» на убийство Войкова большевистское правительство бессудно казнило в Москве в ночь с 9 на 10 июня 1927 года 20 представителей знати бывшей Российской империи.
Григорий Беседовский, работавший с Войковым в варшавском постпредстве, писал о нем так: «Высокого роста, с подчеркнуто выпрямленной фигурой, как у отставного капрала, с неприятными, вечно мутными глазами (как потом оказалось, от пьянства и наркотиков), с жеманным тоном, а главное, беспокойно-похотливыми взглядами, которые он бросал на всех встречавшихся ему женщин, он производил впечатление провинциального льва… Глагол «расстрелять» был его любимым словом».
В России до сих пор спорят, ломают копья. Оставлять «коммунистические» названия или вернуться к старым, подыскать ли новые. Ислам Каримов решил эту проблему в своем ключе-ни с кем не советуясь, не вынося вопрос на обсуждение общества, не спрашивая историков и краеведов. Так исчезли улицы Алексея Толстого, Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Алексея Щусева и других звезд культуры, науки, архитектуры, оставивших незабываемый след в славной истории Ташкента. И с этим трудно согласиться. А вот за то, что оказались стертыми имена палачей, фанатиков, дешевых выскочек-большое спасибо.
Каримов не вникал кто, зачем и почему, просто убирал не тюркские фамили с названий.
История сама расставит все на свои места.
Статья попахивает российской 282й(наверное для самооправдания автор засунул туда т.Тупенко))))
Шучу.Давно пора вернуть исторические названия вместо имен этих паразитов,которых недострелил тов.Коба.
А может уже пора прекратить называть улицы именами людей. Жизнь показывает, что нет идеальных людей и при желании всегда можно “нарыть” негатив против кого угодно. Про переписывание и ревизионизм истории уже и не говорю.
Достаточно организовать какой-нибудь музей, парк памяти или аллеи выдающихся деятелей – пусть в этих местах разгораются страсти, а людям надо дать надежду в будущее, жизнеутверждающие названия улиц и проспектов, например: солнечная, весенняя, оптимистическая, спортивная, фонтанная и другие аналогичные названия – тогда никто и никогда не сможет их переименовать.
Ну-у
В первых , не сам И. А. Каримов переименовывал улицы, а комиссия (уже забыл как называлась)
в-вторых пострадали не только экс-революционерные улицы,
а например Вишневая, Гасстело (кто-нить помнит такого героя Второй Мировой ?)
Нее,гас стело не помним.
Помним Гастелло..
Это во-первых.
А во-вторых-ни одна комиссия не работала без согласования с ИАКом,так что варварская смена многих названий на его совести.
Роман, что вы всех людей под одну гребёнку?? Люди не идеальны?? Не сравнивайте выдающихся писателей, поэтов, зодчих, врачей и учённых с кровавыми палачами, которые топили пленных баржами и расстреливали заложников сотнями.
Именами выдающихся людей можно и нужно называть улицы, что бы они своим именем показывали пример новым поколениям.
Ворчуну, это была личная инициатива Каримова переименовывать улицы. Конечно сам лично он не сидел и не выискивал “неправильные” названия улиц и не придумывал новые названия, улиц слишком много, что бы он тратил на все время. Но как и все в Узбекистане за 25 лет важное было сделано по его личной инициативе или минимум с его личного одобрения.
Умид Орзуев:
“…Именами выдающихся людей можно и нужно называть улицы, что бы они своим именем показывали пример новым поколениям…” – именами примера не покажешь – это просто имена. Про выдающихся людей должны снимать фильмы, писать книги, учить в школах. А я имел ввиду ревизионизм истории, который мы все наблюдаем периодически в разных странах.
“…Роман, что вы всех людей под одну гребёнку?? Люди не идеальны??…” – вот именно, что люди не идеальны. Кто идеален – бросьте в меня камень. А под одну гребёнку всех “гребёт” социальная политика, которую формируют чиновники разных уровней. И это мы тоже наблюдаем каждый день. Впрочем это очень обширная и болезненная тема – сейчас не об этом.
Роман, Именами великих людей называют и будут называть улицы, проспекты, скверы и т.д. что бы народ знал, кто является его идеалом. А стремление к идеалам и есть культура. Это необходимо, особенно у нас, где на языках у населения имена только чьи-то дочерей или каких-то темные личностей. Мы молодой народ, что бы там не говорили о древнейших цивилизациях, нам нужны путеводные зведы.
Как я вас понимаю: комисар Землячка топившая баржами безоружных людей не идеальна и Лев Толстой который в молодости посещал дома терпимости тоже не идеален. Да, оба не идеальны, но степень греха перед человечеством несоизмеримы! Абдулла Кадыри писатель гениально описавший огромные культурные пласты Ташкента начала 20 века, тоже может не был идеальным, может нищим не подовал или покушать любил, хотя об этом ничего не известно. Он не был идеальным, но его именем надо называть улицы и станции метро.
Умид Орзуев:
“…Именами великих людей называют и будут называть улицы, проспекты, скверы и т.д. что бы народ знал, кто является его идеалом.” – это пошло с советских времён. Раньше наши предки этим не увлекались и наверное правильно делали. Всё равно найдётся кто-то, кто захочет опять переименовать. Например, зачем переименовали улицы имени Жуковского и Лисунова ? Они не были ни политиками, ни революционерами – они были заслуженными научными работниками и инженерами-конструкторами. Сможете ответить ?
У всех на слуху старинные названия местностей: Мингурик, Чорсу, Карасу и т.д. и их не переименовывают, потому, что это было бы глуповато. Но я не припомню старинных названий в честь людей (возможно не знаю). Как говорится “Не сотвори себе кумиров”.
Имя в названии улицы не говорит само по себе о заслугах человека. Ещё раз повторюсь, что про таких людей надо снимать фильмы, писать книги и обучать в учебных заведениях – вот тогда народ будет знать про них и гордиться ими. Ведь про Льва Толстого Вы знаете не потому, что в честь него улица есть, а потому, что об этом Вас в школе учили и фильмы снимали 🙂
Вот например, есть у нас в Ташкенте улица имени Ивлева и я например не знаю кто это такой за человек и нет желания узнавать. А Вы знаете (без гугла) ?
Есть ещё один момент: Вот назвали именем заслуженного человека улицу, а сама улица (у нас такие есть) грязная, мусор в арыках валяется, дороги разбитые и асфальт наверное ещё с советских времён – вот лично у меня возникает вопрос: если назвали улицу в честь такого человека, то почему она такая неухоженная ?! Может назвали просто для галочки, чтобы вовремя отчитаться какому-то чиновнику и показать, что дескать и он тоже в трэнде.
А если средств нет в местном бюджете содержать такие улицы в порядке, то не надо и называть их громкими именами, иначе это похоже на лицемерие по отношению к этим людям.
Поэтому я остаюсь при своём мнении, Вы меня не переубедили.