18+
18 Апреля 01:00
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

В старину отмечали «другой» Навруз

Как праздновали Навруз  100-150 лет назад? Оказывается, это были совсем другие обычаи, чем сегодня.

В старину отмечали «другой» Навруз

В 1897 году в газете «Туркестанские ведомости» была опубликована статья известного археолога и знатока восточных традиций В.Л. Вяткина, открывшего легендарную обсерваторию Улугбека. Она называлась «Навруз в Самарканде». Зная научную добросовестность, скрупулезность и приверженность к точному изложению фактов, можно не сомневаться в достоверности его свидетельств.

Знакомясь с названным материалом, современный читатель может убедиться, что еще столетие назад   праздник Навруз отмечали совсем не так, как это делается сейчас…

В последний день уходящего года после захода солнца люди собирались большими группами в своих кварталах – гузарах. Заранее готовились факелы (машъал) или огненные бунчуки (аташ байдаки). Предметы эти представляли собой древко в руку толщиной и длинной в четыре-пять метров. На один его конец наматывались тряпки или старый чапан, пропитанные кунжутным маслом.

Зажженный факел несли впереди толпы людей, направлявшихся к арыку Оби-Рахмат. Процессию неизменно сопровождали танцующие дети. По пути следования полагалось зажигать заранее подготовленные костры, около которых устанавливали принесенные факелы. Такие же факелы горели на берегу Оби-Рахмата.

При этом освещении происходило массовое купание самаркандских мужчин в воде арыка. Подобное языческое действо означало смывание с себя всех прошлогодних грехов – очищение. Ибо Новый год следовало встречать чистыми физически и духовно. Причем сделать это, по поверьям, можно было сделать лишь в новогоднюю ночь: именно тогда вода Оби-Рахмата считалась не только священной, но и целебной.

После купания люди набирали ее в специально принесенные кувшины, которые тщательно закупоривались и хранились целый год. Воду эту использовали лишь в самых необходимых для здоровья обитателей дома целях.

Понятно, что женщины не только не принимали участия в описываемых процессиях, но и не купались в водах арыка (видимо, опасаясь нескромных взглядов мужчин). Но им дозволялось индивидуально перейти Оби-Рахмат вброд. И это считалось вполне достаточным для очищения от грехов.

Свидетельства В. Вяткина подкрепляются и другим авторитетным источником: известный самаркандский казий середины XIX  века Абу-Тохир Ходжа в своей книге «Самария» писал: «В Самарканде издревле существует такой обычай и обряд: в конце года «аджало» народ собирается на арыке Оби-Рахмат, в водах которого обмывается и получает благодать». Кстати, и само название арыка переводится с фарси как «благодарение (благословление) воды», что подтверждает религиозную, культовую ипостась этой водной артерии Самарканда.

Кроме процессий с факелами и купальных ритуалов у самаркандцев, по свидетельству В. Вяткина, практиковались и другие праздничные обряды. Например, перед наступлением Навруза люди обращались к астрологам-мунаджимам за предсказанием судьбы.

Эти годовые прогнозы назывались «солнома». Они первоначально изготовлялись по заказу, а потом зачастую тиражировались в рукописных списках и продавались любому желающему. Солнома содержали советы, позволяющие сохранить здоровье, избежать сглаза: они прогнозировали погоду, урожай, рекомендовали цвета и фасоны одежды, питание определенными блюдами.

Большой популярностью самаркандцев пользовались солнома мунаджима Умар-Ходжи.  Его предсказания, якобы, всегда сбывались. После смерти этого авторитетного астролога зажиточные самаркандцы, не находя ему замены,  стали пользоваться услугами не менее знаменитого предсказателя из Бухары Ахмади-Калля. Под этим именем выступал небезызвестный Ахмад Дониш.

Кроме того, дабы застраховать себя от всяких напастей и неприятностей, самаркандцы пили и заговоренную воду.

Накануне праздника в городских лавках и на базарах появлялись небольшие лоскутки бумаги с написанными на них желтым шафрановым соком молитвами. В каждой из них содержались семь благопожеланий семи пророкам – от Адама до Мухаммеда. Отсюда и название – «хафт салом».

Эти лоскутки бумаги опускали в чашку с водой и помешивали до полного растворения шафрановой краски. После этого в посуду для вкуса добавляли сахар или мед. Полученная таким образом жидкость считалась целебной и якобы обладала чудотворной силой, предохраняла от всех бед и болезней. Естественно, что в канун Навруза напиток этот выпивался всеми членами семьи.

Существовал в Самарканде и праздничный обряд, само название которого, в отличие от персидских терминов, свидетельствовало о его тюркском происхождении. Перед наступлением Навруза в каждом доме готовили пищу. Никаких определенных блюд традиции не предписывали – еда могла быть любой, соответствующей лишь вкусам хозяев и толщине их кошелька. Было лишь одно неизменное требование – котел должен был наполнен содержимым до самих краев. Поэтому и сам ритуал и назывался «козон тулды», что в переводе с тюркского означает «котел полон». Обычай этот словно призывал наступающий год быть таким же обильным и урожайным.

В старину отмечали «другой» Навруз

Характерно, что ни В. Вяткин, ни его предшественники и современники совсем не упоминают в своих трудах таких блюд, как известные и привычные нам сумалак и халиса. Это, видимо, свидетельствует о том, что названная пища стала сопутствовать празднику Навруз лишь в XX столетии. Как, когда именно и почему это произошло – тема, заслуживающая особого серьезного и тщательного изучения. Но известно другое: в прошлые времена самаркандцы в этот праздник отдавали явное предпочтение птичьему мясу: они ели в дни Навруза кур, перепелок и куропаток.

Существовал и обычай красить куриные яйца, биться ими и дарить их друг другу. Не надо думать, что обычай этот   позаимствован у христиан после присоединения Туркестана к России. Это не так, ибо живший еще в третьем веке хиджры Абу-Хафан Кабир упоминает в своей книге об этом зороастрийском обычае.

Вяткин сообщает и о том, что самаркандец, желавший в Новом году разбогатеть или занять важную высокую должность, должен был в канун праздника провести некоторое время на возвышенных (холмы, курганы, горки) местах. И там всегда было, естественно, много людей.

В дни Навруза устраивались также народные гуляния, конные скачки и состязания борцов.

Прошли десятилетия, былые традиции сменились новыми. И тем не менее, стремясь к будущему, надо не забывать свое прошлое…

Рубен НАЗАРЬЯН

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

В старину отмечали «другой» Навруз

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!

[bws_google_captcha]
  1. Хасан:

    Эти факты не имеют значении. Ну во все веках были дураки , полностю не знающих исламскую релиигю .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности