18+
19 Марта 15:02
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

За кулисами Ташкентской декларации 1966 года

В середине 60-х годов прошлого века советская дипломатия добилась крупного успеха, выступив в роли миротворца в остром конфликте между Индией и Пакистаном.

Десятого января 1966 года в Ташкенте при посредничестве премьер-министра Советского Союза Алексея Косыгина встретились, казалось, два непримиримых врага: руководитель Индии Лал Бахадур Шастри и президент Пакистана Мухаммед Айюб Хан. Итогом стало подписание Ташкентской декларации, закрепившей итоги мирных переговоров. Однако, мало кто знает, что в этой истории немалую роль сыграла и советская разведка.

За кулисами Ташкентской декларации 1966 года

Впрочем, все по порядку.

До 1947 года и Индия и Пакистан вместе, как колонии, входили в состав Британской империи. Уход англичан привел к появлению на карте мира двух крупных независимых государств: Индии и Пакистана.

Мирно разделиться им не удалось. Начался хаос, сопровождаемый кровавыми столкновениям различных религиозных групп, огромным потоком беженцев.  На долгие годы две страны стали яростными врагами.

Оба государства претендовали на бывшее княжество Кашмир, называемый еще “великим распутьем”. Это важный перекрёсток дорог ведущих в Индию, Пакистан, Афганистан, Центральную Азию. Здесь перемешались великие культуры: исламская, индуистская, буддийская и китайская.

Война разорвала Кашмир: север остался за Пакистаном, юг — за Индией. Попытки Великобритании, США и Австралии, ООН примирить враждующие стороны не дали результата. Конфликт запылал еще сильнее в апреле 1965 года. Завязались бои с применением авиации, танков и артиллерии.

Генеральному секретарю ООН У Тану путем огромных усилий удалось добиться временного перемирия. И тогда роль посредника взял на себя Советский Союз.

Дели и Карачи подтвердили свою готовность, Москва предложила в качестве площадки для переговоров столицу Узбекистана. Но не сидела сложа руки, ожидая гостей, а подключила отдел внешней разведки КГБ, резидентуры в Индии и Пакистане.

Советским разведчикам была поставлена задача добыть информацию по тематике намеченных переговоров. Советское руководство интересовало буквально всё: как настроения царящие в органах власти обеих столиц, так и сведения на каких предельных условиях возможно мирное соглашение.

Вербовка агентов, имеющих доступ к мало-мальски полезной информации, усилилась. Шифровки, сплошным потоком стали поступать в центр.

 В частности, огромной удачей стало привлечение к работе на КГБ пакистанского бизнесмена, обладающего большими связями в деловых и политических кругах Карачи. В свою очередь “Джейк”, – таково было его агентурное имя, – завербовал ещё целый ряд информаторов.

За идею, конечно, никто из них не работал. Кому-то платили деньгами, кого-то снабжали лекарствами, которые по дипломатическим каналам привозили из Швейцарии, но дело того стоило – по крупицам, разрозненным фактам, складывался пазл. Потому советские дипломаты имели перед собой четкий и ясный расклад сил и амбиций обеих сторон.

Тщательно готовился к встрече на высшем уровне и Ташкент.

Для высоких гостей готовились две совершенно одинаковые резиденции. Одинаковые даже в мелочах: интерьер, мебель, ковры, занавески. Причём, всё было высочайшего качества.  

В частности, была подана дорогая и изысканная посуда, среди которой – найденные в запасниках Министерства торговли Узбекистана столовые сервизы эмира Бухарского.

Также благодаря сведениям, полученным от резидентуры, были выяснены вкусы и предпочтения руководителей Индии и Пакистана. Было установлено, что оба являются любителями биллиарда. Тут же было дано указание установить в обоих резиденциях биллиардные столы. Однако, выяснилось, что стол нужного качества в Ташкенте только один. Сотрудниками Комитета был найден старик, работавший маркером в биллиардной ещё в царские времена, который подсказал, что есть хороший, но потрепанный  мраморный стол в Окружном доме офицеров. Он в кратчайшие сроки был восстановлен, для чего были использованы ценные породы дерева, а зелёное сукно привезено из Франции.

Встреча руководителей Индии и Пакистана в Ташкенте началась 3 января 1966 года. Главным камнем преткновения стал кашмирский вопрос. Позиции Дели и Карачи по нему были диаметрально противоположными.

Британский историк А. Лэм, по этому поводу писал: «перспективы на успех казались незначительными. Позиции Индии и Пакистана были слишком далеки друг от друга». И то, что результат всё же был достигнут явилось показателем высшего пилотажа советской дипломатии.

 Конечно же, основная заслуга здесь принадлежит советскому премьер-министру, его настойчивости, целеустремлённости и умению убеждать. Алексей Николаевич впервые продемонстрировал то, что потом назовут челночной дипломатией: за неделю, с 3 по 10 января, он провёл пятнадцать изнурительных встреч на высшем уровне.

Перелом наступил 9 января. Шестнадцать часов, с утра до глубокой ночи, продолжались переговоры между Косыгинм, Шастри и Айюб-ханом.  Алексею Николаевичу удалось убедить противников прийти к компромиссу. Индия согласилась вернуть пакистанцам горные перевалы в Азад Кашмире, пакистанская делегация отказалась от требования немедленного политического решения по статусу спорного штата. Армии отводились от фронта, восстанавливались дипломатические отношения, обмен пленными и возвращение интернированных.

Отдельным пунктом декларации руководители Индии и Пакистана выражали благодарность руководителям Советского Союза «за конструктивную, дружественную и благородную роль в организации встречи, которая привела к взаимно удовлетворяющим результатам».

Утром 10 января текст Декларации был окончательно согласован и к вечеру под этим историческим документом появились подписи всех главных участников встречи – Шастри, Айюб-хан и Косыгина.

За кулисами Ташкентской декларации 1966 года

Успешно реализовав свою политическую инициативу, Советский Союз не только реально способствовал прекращению опасного конфликта, но и на долгие годы укрепил свои позиции в регионе и в целом в Азии.

Радость по поводу успешного завершения переговоров была омрачена кончиной индийского лидера на следующий день после подписания.

Неожиданная смерть Лала Бахадура Шастри породила волну самых невероятных слухов. Некоторые зарубежные средства массовой информации писали о том, что на банкете по случаю завершения мирных переговоров индийский лидер был отравлен. Однако экспертиза показала, Шастри умер от четвёртого инфаркта. Но дело было уже сделано.

Впрочем, вечного мира не получилось— проблема Кашмира, увы, по-прежнему актуальна.

А в столице Узбекистана и по сей день есть улица Шастри с его памятником, напоминающая о том давнем триумфе советской дипломатии.

Владимир ФЕТИСОВ, автор книги «Дуэль на Крыше мира. Эпизоды Большой игры».

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

За кулисами Ташкентской декларации 1966 года

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!

[bws_google_captcha]
  1. Vladimir Bershadsky:

    Улица Шастри есть, а улицы Косыгина – нет, хотя именно он был организатором восстановления Ташкента в 1966 году.

  2. naum90:

    СССР вечно на поддержку третьих стран тратили огромные деньги, причём совершенно бесполезно! Лучше бы эти средства для своих граждан использовали, как в США делали.

    1. барий:

      правильно !!!!!!!!!

  3. Валентин:

    В Советское время бродил анекдот про Шастри. Приехал в Ташкент в белой шапочке, а уехал в белых тапочках. Грустно!

  4. naum90:

    Грустно, что СССР такие деньги тратил на организацию этой встречи, вместо того, чтобы эти деньги на нужды своих граждан направить!

  5. барий:

    такие встречи , без работы РАЗВЕДКИ , не случаются !!!!!!!

  6. барий:

    такие встречи , без работы РАЗВЕДКИ , не случаются !!!!!!! и не – ПАЗЛ , а картина ! и где , у кого дома , сейчас сервиз бухарца ?

  7. барий:

    правильно !!!!!!!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности