Так считают семьи Правильевых и Горбаневых, переехавшие в Железногорск Курской области по Программе содействия переселению соотечественников из-за рубежа. Благодаря недавно принятым поправкам стать участником Программы могут и соотечественники из-за рубежа.
Так считают семьи Правильевых и Горбаневых, переехавшие в Железногорск Курской области по Программе содействия переселению соотечественников из-за рубежа.
Благодаря недавно принятым поправкам стать участником Программы могут и соотечественники из-за рубежа, и те, кто уже живет в России на законных основаниях. Герои этой статьи испробовали оба способа. Две истории, два пути к заветной цели – а результат один: обретенный дом на своей исконной земле.
Переселенцы едут в город горняков
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, действует в Железногорске с марта 2009 года. За прошедшее время в администрацию города поступило 132 анкеты. Переселенцы в основном едут из Казахстана, Узбекистана, Украины, реже – из Латвии, Армении, Азербайджана.
За время действия Программы 58 переселенцев получили добро на переезд в Железногорск. В городе горняков уже живут и работают 37 человек. Есть среди них и те, кто собирался работать в Железногорском районе, но в поисках лучших условий перебрался в город. Еще 30 человек – в пути, а 64-м потенциальным переселенцам отказано.
По словам специалиста-эксперта по труду администрации Железногорска Ирины Васьковой, причины отказа разные: одни претенденты не подходят профессионально – нет опыта работы, соответствующего образования или их специальности не востребованы; других не устраивает зарплата, особенно в бюджетной сфере.
Участник Государственной программы переселения получает денежную выплату в размере 40 тыс. рублей и еще по 15 тыс. на каждого члена семьи. Причем, соотечественник должен отработать на территории Курской области минимум два года, а в случае выезда обязан вернуть деньги.
За время действия Программы Железногорск пополнился двумя воспитателями, экономистом, токарем, слесарем, электриком, мастером по ремонту автомобилей, работниками горнодобывающей промышленности и другими специалистами. Но здесь по-прежнему не хватает санитарок, медсестер, врачей, воспитателей.
Планы реализуются, а мечты – сбываются
Антон и Татьяна Горбаневы стали участниками Программы содействия переселению соотечественников уже проживая в России. Они не знали о ней, когда переезжали в Курскую область в 2009 году, и пошли по долгому пути оформления разрешения на временное проживание (РВП). Теперь Антон и Татьяна понимают: если бы они сразу вступили в Программу, то сэкономили бы немало сил, времени и денег.
Мама Антона родом из Курской области, а в Железногорске живут его бабушка и дедушка. Летом 2009 года молодая чета приехала из Харькова в Железногорск погостить и решила остаться здесь жить. По словам Антона, определились буквально за один день: вернулись из России, пришли на съемную квартиру, а там – ремонт, разруха. Поняли – пора уезжать. Немалую роль в принятии решения сыграл и материальный аспект: в Украине их зарплат экономистов хватало только на еду и оплату съемной квартиры.
Смену места жительства Антон и Татьяна пережили легко, ведь оба супруга легки на подъем. Даже рыжий красавец кот Маркеша тоже стойко перенес все трудности переезда, хлопотать больше пришлось хозяевам: оформлять ветпаспорт, делать прививки. А Маркеша с первого же дня расхаживал по новой квартире гордой походкой хозяина.
Татьяне Железногорск понравился своим уютом и компактностью.
«В больших городах интересно в первую очередь молодежи – хорошо учиться, много развлечений, – рассуждает Татьяна. – А семейным людям комфортнее жить в малых: парки, скверы, учреждения – все рядом. В Харькове, чтобы добраться до парка, нужно потратить минимум полтора часа. Мне Железногорск напоминает Днепропетровск в миниатюре. Только здесь растут потрясающие березы, а там таких нет».
Супруги говорят, что их родители, оставшиеся жить в Украине, отрицательно отнеслись к переезду: мол, вы в России никому не нужны, работу не найдете, вернетесь обратно.
Поначалу действительно было непросто: граждан другой страны никто не хотел брать на работу – надо было оформить разрешение на временное проживание. Да еще приходилось по нескольку раз переписывать заявления. Оформление всех документов обошлось Горбаневым в 60 тыс. рублей.
А чтобы пройти медкомиссию, нужно было побывать в шести разных больницах областного центра Курска. В итоге ездили туда трижды.
О Программе переселения соотечественников супруги узнали из телевизионного сюжета. Решили участвовать, чтобы побыстрее получить гражданство и миновать волокиту с получением вида на жительство. В июне 2010-го Антон подал документы, а в августе уже получил удостоверение участника. «Жаль, что мы не знали раньше о Программе переселения, – вздыхает Антон. – Так бы не пришлось оформлять РВП и тратить деньги».
Без сложностей, конечно, все равно не обходится: Горбаневы посетовали, что приходится тратить много времени на поездки в Курск для оформления документов, стоять в многолюдных очередях, официальные письма идут из Железногорска в Курск несколько недель.
«Жаль, что нельзя оформить документацию по месту жительства», – говорит Антон.
С работой у молодого человека поначалу вышло не очень гладко: банк, куда он хотел устроиться, согласился взять переселенца, но пока Антон в Москве подтверждал диплом (услуга стоила около 20 тыс. рублей), вакансию закрыли. Однако Антон продолжил поиски работы и сейчас трудится в одном из банков Железногорска.
В настоящее время жизнь молодых супругов вошла в колею: Горбаневы получили гражданство, у них есть собственное жилье – бабушка с дедушкой уступили квартиру, а сами переселились в деревню. «В России мы чувствуем себя гораздо комфортнее. Наши планы начинают реализовываться. Сейчас мы ждем прибавления в семье, уже сделали ремонт, планируем взять в кредит машину, а в Харькове эти мечты так и оставались бы мечтами», – улыбается Татьяна.
«В России наших детей ждет лучшее будущее»
Ридер – небольшой горняцкий городок в Восточном Казахстане. Оттуда в Железногорск перебралась семья Правильевых – Вадим Викторович, Ольга Владимировна и двое детей. В 65-тысячном Ридере доля русскоговорящих семей до сих пор высока. Основная часть мужского населения города работает в шахтах, где добывают золото, свинец, цинк.
Женщины заняты в сфере обслуживания. По словам Ольги Владимировны, из Казахстана решили уехать потому, что в России их детей, 17-летнюю Регину и 6-летнего Игоря, ждет лучшее будущее.
«В Ридере трудно найти работу для представительниц слабого пола, а у нас дочка растет, – вторит ей Вадим Викторович. – К тому же в городе нет ни одного вуза, а мы хотим, чтобы дети учились там, где живут. Ольга получала образование в Усть-Каменогорске за 120 км от дома. Мы знаем, как тяжело ездить туда-сюда, и не хотим, чтобы это испытали наши дети».
К тому же до Ридера трудно добраться, город зажат между гор, туда ведет всего одна дорога, и если ее, к примеру, засыпает снегом, город оказывается отрезанным от внешнего мира.
Тем не менее, семья долго не решалась на переезд – держала работа, жилье, родные, друзья.
«Было тяжело в первую очередь психологически – жалко оставлять то, к чему уже привык», – отмечает Вадим Викторович. Но в 2009 году Правильевы все же собрались в Россию.
Первым «на разведку» в Железногорск приехал Вадим Викторович: надо было получать разрешение на временное проживание, искать работу, жилье. Город горняков произвел на переселенца благоприятное впечатление: растет, развивается и климат мягче казахстанского. Вадим Викторович проработал в Железногорске год, прежде чем решил перевезти в Россию всю семью.
Программа содействия переселению соотечественников пришлась, что называется, ко времени и значительно облегчила семье Правильевых переезд.
«Когда я уезжал в Россию, мы о Программе ничего не знали, – говорит Вадим Викторович. – Там, где мы жили, о ней стало известно только в 2010 году».
В списке вакансий Железногорска Ольга Владимировна нашла подходящую ее педагогическому образованию – воспитатель детсада – и стала оформлять документы в консульстве. Через два месяца она получила свидетельство участника Программы. Ольге и двум детям оплатили дорогу из Ридера в Железногорск, где специалист-эксперт по труду Ирина Васькова помогла переселенцам, познакомила Ольгу Владимировну с работодателем, объяснила, как взаимодействовать с Железногорским отделом УФМС.
Весной Вадим Викторович тоже собирается стать участником Программы. Так проще – не нужно оформлять вид на жительство, и гражданство можно получить в течение двух-трех месяцев.
Как пояснила Ирина Васькова, когда переселенец заполняет анкету, он указывает в качестве участников Программы тех членов семьи, которых считает нужным. В данном случае Ольга Владимировна указала себя и детей. А Вадим Викторович вправе участвовать в Программе самостоятельно – тем более что по новому закону он может вступить в нее, уже находясь в России.
Как многие переселенцы, семья Правильевых не избежала трудностей, связанных с оформлением документов. Делать это нужно в Курске, и супругам приходится по несколько раз ездить в областной центр, отпрашиваться с работы, выстаивать в длинных очередях. «Переселенцев очень много, – говорит Вадим Викторович. – Например, чтобы поставить печать, нужно провести в очереди три-четыре часа».
Сейчас Вадим Викторович работает слесарем, Ольга Владимировна – воспитателем в детском саду. Маленькая зарплата воспитателя Ольгу Владимировну не испугала, хотя в Казахстане в качестве учителя русского языка и литературы она получала в два раза больше.
«Не в деньгах счастье, – говорят супруги Правильевы. – Мы рады, что уехали из Казахстана, где чувствовали себя чужими».
Семья Правильевых к Железногорску привыкла быстро, по их мнению, два города даже чем-то сходны между собой. «Железногорск — такой же горняцкий город, как Ридер, только перспективнее, и климат здесь мягче. В Казахстане прошлую зиму морозы до 40ºС стояли, а тут –13ºС. Народ мерзнет, а мы удивляемся», – улыбается Ольга Владимировна.
Правда, она до сих пор называет администрацию казахским словом «акимат», а чтобы сориентироваться в городе по привычке ищет глазами горы. Правильевым предстоит сделать еще немало: впереди получение гражданства, покупка жилья, но семью не пугают предстоящие хлопоты.
«Главное – мы в России, а значит – дома!» – говорят они.