Ратифицированные 6 июля Советом Федерации в рамках Таможенного союза соглашения облегчают пребывание в России для трудовых мигрантов из Белоруссии и Казахстана. Теперь работодатели в России смогут брать их на работу, не получая специального разрешения.
Ратифицированные 6 июля Советом Федерации в рамках Таможенного союза соглашения облегчают пребывание в России для трудовых мигрантов из Белоруссии и Казахстана. Теперь работодатели в России смогут брать их на работу, не получая специального разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
На срок трудового договора белорусские и казахстанские работники, а также их семьи получат статус временного пребывания в России. Те же правила будут действовать и в отношении россиян в Белоруссии и Казахстане.
Давно не тайна, что облегчение трудовой миграции из ближнего зарубежья часто воспринимается обществом негативно – люди опасаются роста преступности, демпинга на рынке труда, роста безработицы. Но в случае с Таможенным союзом есть основания не ожидать развития событий по негативному сценарию.
Меньше всего вопросов возникает по мигрантам из Белоруссии. Как показывают проводившиеся с 2007 года опросы Левада-центра на тему отношения россиян к мигрантам, белорусы воспринимаются населением позитивно благодаря культурной близости и в целом хорошему имиджу населения этой страны.
Помогает и экономика: финансовый кризис в Белоруссии высвобождает в этой стране именно те ресурсы, которые нужны российскому рынку труда – например, строителей.
Что касается Казахстана, то миграционный поток из этой страны после девяностых годов почти иссяк, а мигрировало и мигрирует оттуда в основном русскоязычное население – не вполне уютно почувствовавшие себя в суверенном Казахстане русские, татары, украинцы, немцы. Казахи в большинстве своем остаются дома.
Облегченный въезд и трудоустройство в России – неплохая реклама для российских интеграционных инициатив на просторах СНГ.
“Мы бы тоже хотели, чтобы украинское руководство подписывало с Россией соглашения, подобные Таможенному союзу, – очень жаль, что этого не происходит,- отмечает национальный координатор по программам противодействия торговле людьми представительства международной организации по миграции в Украине, Оксана Горбунова.
Ведь отсутствием соглашений пользуется криминальный бизнес. Именно он заинтересован в незаконном найме нелегальных рабочих – за них не надо платить налоги, из их зарплаты не надо делать пенсионных отчислений”.
Следующий шаг – синхронизация пенсионного законодательства государств-членов Таможенного союза. На данный момент отсутствие номера пенсионного страхования у белорусских работников является одним из немногих препятствий на пути их полноценного найма. В принципе решить эту проблему постановили еще подписанты соглашения о создании Союзного государства России и Белоруссии в 1999 году. Но одно дело – провозгласить, и совсем другое – реально решить проблему.
“Через 15-20 лет миллионы людей на просторах бывшего СССР окажутся без пенсии, потому что работали не в тех государствах, где были “прописаны”, и с их зарплат не делались пенсионные отчисления”,- отмечает Зайончковская.