18+
29 Марта 19:12
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Дело пахло керосином…

«Карасин, карасин, гас-пада харо-ши-и, каму карасин?». Эти, звучащие с армянским акцентом, слова можно было услышать из уст кавказцев – развозчиков и продавцов керосина, разъезжавших в последней четверти ХIХ – первой четверти ХХ столетия по всем городам.

«Карасин, карасин, гас-пада харо-ши-и, каму карасин?».  Эти, звучащие с армянским акцентом, слова  можно было услышать  из уст  кавказцев – развозчиков и продавцов керосина, разъезжавших в последней четверти ХIХ – первой четверти ХХ столетия по всем городам и поселкам Туркестанского края…

После присоединения Средней Азии к Российской империи на новые земли устремился поток переселенцев, немалый процент среди которых составляли армяне. Они довольно быстро освоились здесь, наладили контакты с местными жителями, завели ремесленные мастерские и открыли торговые лавки.

Знание русского, персидского и турецкого языков сослужило им хорошую службу, сделало их посредниками между российскими властями и коренными гражданами края. Наиболее предприимчивые и зажиточные армяне завели в городах Туркестана собственное дело.

В то время тут еще не была создана местная промышленность, сельское хозяйство велось дедовскими методами, и потому переселенцы, приехавшие сюда на заработки, устремились в  доступную им торговую сферу.

Конечно же, торговцами становились не все:  десятки армянских умельцев  мастерили арбы и ворота, плотничали и строили дома, шили одежду и обувь. Многие занялись тут виноделием – благодатный климат Туркестана создавал для этого благоприятные условия.

Понимавшие толк  в  производстве вина,  армянские купцы стали торговать сырьем, закупая на рынках большие партии сушеного винограда – кишмиша. Этот продукт переправлялся в Закавказье, Астрахань и другие города юга России. Кишмиш лучших сортов – каршинский – по Черному морю отправляли во Францию, где из него приготовляли отличные вина.

Армяне торговали в городах Туркестана овощами и фруктами местного производства, импортной мануфактурой и бытовыми товарами, изготовленными в России. Но особенно  преуспели они  в торговле керосином.
Дело в том, что в Среднюю Азию названный товар ввозился из Баку, где практически  большая  половина нефтедобычи находилась в руках армянских предпринимателей. Достаточно вспомнить имена А.Манташева, А.Гукасова, Г.Лианозова, И.Тер-Акопяна и А.Меликова.

Один лишь Александр Манташев, которого называли «королем нефти» сосредоточил в своих руках почти 52 процента всей российской нефти и 67 процентов ее остатков. Стоит добавить к тому, что большая часть нефтеналивных судов на Каспии принадлежала крупному армянскому предпринимателю Исаю Егоровичу Питоеву, который имел свое представительство и в Самарканде.

Нефтяной король Манташев отличался глубоким патриотизмом, он всегда и везде оказывал помощь своим соотечественникам деньгами, советами и выгодным кредитом. К тому же он призывал своих партнеров и компаньонов. Стоит ли после этого удивляться, что  именно армяне монопольно владели правом доставки и реализации бакинского керосина в Туркестанском крае

Конечно же, предприимчивость, находчивость и торговая жилка пришельцев из Закавказья не особенно нравились российской администрации региона. Не приходилась по вкусу эта монополия и русским жителям городов  Туркестана. Но такова была реальность, которую уже не переделаешь. 

И это значимый штрих в истории армянской диаспоры Самарканда,  запечатленный в газетных публикациях того времени. Конечно же, в них явно ощущается недовольство или недоброжелательность авторов по отношению к армянам, но в то же время эти журналисты, не пожелавшие  почему-то поставить  подписи под своими статьями, предоставляют нам возможность ощутить гордость за наших умеющих выживать в любых условиях соотечественников…

Предлагаемый вниманию сегодняшнего читателя очерк  был опубликован более ста лет тому назад в  ташкентской газете «Туркестанские ведомости»:

«Керосинное дело в Самарканде уже много лет находится в армянском пленении и мало надежды на скорое его освобождение.  Вот краткая история этого дела. Началось оно с доставки керосина из Баку через Петро-Александровск (ныне город Турткуль в Каракалпакии – Р.Н.) на верблюдах в жестяных бидонах.

Дело пошло очень удачно и к открытию Закаспийской железной дороги инициаторы предприятия организовались в торговую компанию «Андре-Каспиян». В первый год открытия дороги привезено было в Самарканд 80000 пудов керосина. Дела компании пошли блестяще. В 1894 году  ввезено было  в Среднюю Азию уже больше 300000 пудов…

Обширнейший рынок был в руках компании. В крупных железнодорожных центрах (Асхабад, Бухара, Самарканд) устроены большие резервуары, в которые, как, например,  в  самаркандский, наливается 10000 пудов керосина.

Являлись по временам робкие конкуренты из местных купцов сартов и армян: они хотя и небезвыгодно привозили керосин в бидонах, но повести дело в широких началах не сумели. Так обстояло дело до 1894 года, когда у фирмы «Андре-Каспиян» явился грозный конкурент в лице братьев Сарухановых.

Наше потребительское сердце возрадовалось. Конкуренция завязалась сильная, в течение нескольких месяцев керосин упал с 1 рубля 40  копеек до 1 рубля 10 копеек за пуд. Новая фирма успешно повела сбыт керосина…

Но недолго продолжалась наша потребительская радость. Скоро обе фирмы благоразумно спохватились, что конкурировать им совсем невыгодно, и они прекрасно спелись:  установив цены, они разделили между собой среднеазиатский рынок и стали в нем хозяйничать самовластной рукой.

В их карманы десятками тысяч притекали деньги из Ташкента и Ферганы. Обе фирмы быстро богатели. У акционеров завелись рысаки и тысячные экипажи.

Став прочной ногой в Самарканде, центре керосинной торговли, обе фирмы покумились и на днях отпраздновали коммерческий союз, вступив в «законный брак» и слившись в одну фирму «Андре-Каспиян». Так что теперь вся торговля керосином находится  опять в одних руках. Единственный хозяин устанавливает цены, какие ему вздумается…

Торговля ведется на наличные, не зная рискованного отпуска в кредит. «Андре-Каспиян», чтобы захватить в свои руки весь среднеазиатский рынок, зафрахтовала все немногочисленные наливные пароходы до Красноводска, купив себе  таким образом исключительную привилегию перевозить керосин наливом. Конкурирующим  случайным
торговцам  остается перевозка в бидонах, тоже не безвыгодная, но не в такой степени»…

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности