Театр в Средней Азии переживает возрождение по мере того, как независимые театры ищут пути развития и создания современных искусств, сообщает centralasiaonline.com. Примечательно, что они играют на русском языке.
Театр в Средней Азии переживает возрождение по мере того, как независимые театры ищут пути развития и создания современных искусств, сообщает centralasiaonline.com. Примечательно, что они играют на русском языке.
«Республикам Центральной Азии в наследство от СССР осталась система государственных театров. В советское время во всех крупных городах были созданы театры… которые существовали на 100% за счет финансовой поддержки государства», – говорит искусствовед по Средней Азии Вадим Хмелько.
«В наше время эта система полностью сохранилась во всех странах региона, государственные театры успешно функционируют, и их продолжают поддерживать финансово, – продолжает он. – Но в большинстве случаев их творчество не несет в себе эксперимента. Актуальным искусством занимаются независимые театры, которые стали появляться в 1990-х и 2000-х годах».
В Казахстане первой такой «ласточкой» стал театр «АРТиШОК», в Кыргызстане – GalaTeatr, в Туркменистане – «АртИст», сказал он. «Отдельной строкой в театральную историю региона вписывается творчество театра Марка Вайля «Ильхом», – говорит Хмелько.
Международные гастроли театров
Независимые театры находят зрителя не только в своих странах, но и за рубежом.
«Весь мир с большим интересом воспринимает современную культуру Центральной Азии, – говорит театральный критик Расул Сухбат. – Об этом говорит внушительная карта и число зарубежных гастролей театров наших стран, а также, престижные премии. Артистам из «АРТиШОКа» и «Ильхома» рукоплескали залы Евросоюза, России, Японии, Ближнего Востока и Азии».
«Немаловажно, что международный успех имеют не только спектакли с национальными и народными мотивами, но и концептуальные, авторские работы, а также свои прочтения классики, – говорит он. – Например, ильхомовскую версию «Орестеи» Эсхила видели зрители Франции, Польши, России.
А спектакли по А.С.Пушкину «Подражания Корану» и по А.Кадыри «Белый белый черный аист» стали первыми театральными работами из стран СНГ, отправившимися в масштабный тур по миру».
Театралы и критики считают, что, несмотря на улучшения, театр нужно развивать.
«Театр не может существовать оторванным от зрителя, – считает руководитель GalaTeatr Галина Кетова. – Наша задача – объединить людей с процессом, происходящим на сцене, чтобы ответы на вопросы находились сообща. Это единое целое. Но сегодня в классических театрах мы наблюдаем разрыв этой связи».
Театральный критик Камариддин Артыков говорит, что человеку необходимо общение, и театр – это и есть «то самое общение».
Театр «АРТиШОК» завоевал призы
Алматинский театр «АРТиШОК», который в прошлом году отметил свое 10-летие, стал первым независимым театром, открывшимся в Средней Азии. Самые известные спектакли коллектива – «Back in the U.S.S.R.», пьеса о трех девочках, родившихся в Советском Союзе и растущих в постсоветском мире, и «Zip-Zap… и ни слова о метле», постановка о людях, живущих в одном дворе, получившая ряд международных наград.
«Все это время мы делали спектакли, в которых очень важен контакт со зрителем, – говорит одна из основательниц театра Вероника Насальская. – Мы старались, чтобы зритель становился соавтором процесса, думал, находился в диалоге с актерами театра».
По словам Насальской, зачастую на спектакли «АРТиШОКа» билеты раскупаются за месяц, полностью заполняя 120-местный зал. Залы других независимых театров рассчитаны на 100-150 человек, сказала она.
Несмотря на аншлаг, доходы от продажи билетов покрывают всего около 30% стоимости постановки, поэтому независимые театры сталкиваются с такими проблемами, как холодные зрительные залы зимой и отсутствие декораций, говорит Насальская.
В Кыргызстане одним из первых экспериментальных театров стал бишекский GalaTeatr, который основали в 2010 году актриса Галина Кетова и известный центральноазиатский режиссер Овлякули Ходжакули. Театр известен спектаклем «Простая обыкновенная женщина», об одинокой женщине и ее трудностях, и различными интеграционными культурными проектами.
«Мы стараемся вести со зрителем беседу, и понимаем, что это то, чего нам всем не хватало, – говорит Кетова. – Мы понимаем друг друга. Мы не хотим, чтобы зритель чувствовал себя «не в своей тарелке»… . Каждый должен выходить из театрального зала с чувством духовного подъема, но никак не с чувством страха».
В Таджикистане еще нет независимых театров
В других среднеазиатских странах дело обстоит не столь радужно.
«Годы нестабильности в Афганистане и Таджикистане оставили свой след на развитии культуры, – считает Сухбат. – Для существования подобных институтов культуры нужны не только люди, которые хотят заниматься чем-то новым… но и зритель».
«Совсем плохо обстоит дело с театральным искусством в Афганистане, – продолжает Сухбат. – Театры, существовавшие до прихода к власти «Талибана», были закрыты и запрещены как вид. После ухода талибов государство и интеллигенция делают первые шаги к возрождению театра, но все еще сильно противодействие предрассудков в обществе».
Невзирая на социальные трудности, в Кабуле недавно открылись Национальный театр Афганистана и театр «Аджахои кухистон», говорит Сухбат.
«В Таджикистане же, несмотря на то, что успешно существуют государственные театры… независимых коллективов до сих пор нет ни одного», – говорит Сухбат. Таджикистан просто слишком беден, чтобы поддерживать независимый театр, сказал он.
«Отрадно, что такой коллектив появился в Туркменистане», – говорит Сухбат. В 2008 году группа известных актеров объединилась в один независимый театр под названием «АртИст».