18+
20 Апреля 14:40
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

НАТО в упор не видит ОДКБ

Идея Договора о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992 года, родилась в весьма сложной и противоречивой обстановке, вызванной распадом СССР. В тех трудных политических обстоятельствах, в условиях противоречий между бывшими союзными республиками.

Идея Договора о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992 года, родилась в весьма сложной и противоречивой обстановке, вызванной распадом СССР.

В тех трудных политических обстоятельствах, в условиях противоречий между бывшими союзными республиками надо было сохранить определенную степень их общности и взаимодействия, в том числе в оборонной сфере. Кроме того, нужно было вписать новые государства в систему международных обязательств бывшего СССР.

В этих условиях российской стороной предпринимались настойчивые усилия по закладке фундамента действенной системы коллективной безопасности, увенчавшиеся подписанием в Ташкенте сроком на пять лет Договора о коллективной безопасности, который гарантировал в случае угрозы одному из государств-участников консультации и военную помощь от остальных.

Договор подписали Армения, Казахстан, Киргизская Республика, Россия, Таджикистан и Узбекистан. К концу 1993 года к Договору присоединились еще три государства: Азербайджан, Беларусь и Грузия.

На первом этапе Договор рассматривался как одно из измерений Содружества независимых государств: в нем участвовали 9 из 12 стран СНГ.

На том этапе по объективным причинам Договор не мог стать достаточным объединяющим фактором. Резко свертывались военные и военно-технические связи между новыми государствами, находившимися в состоянии глубокого кризиса.

Усиливались расхождения стран СНГ по проблемам внешней политики. Конфликтные ситуации между ними, к сожалению, трагически развивались вплоть до военных действий (армяно-азербайджанское противостояние вокруг Нагорного Карабаха).

В итоге в 1999 году Договор отказались продлить три страны: Азербайджан, Грузия и Узбекистан (восстановил членство в 2006 году).

Сейчас нельзя ожидать шагов навстречу со стороны руководства Грузии. Туркменистан также, несмотря на заинтересованность в совместной борьбе с наркотрафиком, не идет на установление взаимодействия.

Однако всплеск международного терроризма в начале нового тысячелетия, вылазки экстремистов в Центральной Азии и на Кавказе поставили вопрос о существенном организационном укреплении системы, основанной на Договоре. Итогом проведенных консультаций и согласований между государствами – участниками ДКБ стало принятое в десятую годовщину его подписания решение создать новую полноценную структуру – Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ были подписаны 7 октября 2002 года. Устав Организации вступил в силу 18 сентября 2003 года после получения ратификационных грамот от всех государств-членов.

В соответствии с уставом главная цель ОДКБ лежит в «укреплении мира, международной и региональной безопасности и стабильности» и формировании «справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права».

Со 2 декабря 2004 года ОДКБ имеет статус наблюдателя при Генеральной ассамблее ООН. Кроме того, ОДКБ сотрудничает с ОБСЕ, СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, а также Международной организацией по миграции, Международным комитетом Красного Креста, Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Планом Коломбо и др.

Попытки руководства ОДКБ сотрудничать с органами Европейского союза и НАТО пока результата не дали. Несмотря на предпринимаемые в рамках утвержденных в 2004 году Основных направлений диалога и взаимодействия ОДКБ с НАТО усилия, не удается выйти на диалог ОДКБ с НАТО.

Руководство альянса открыто дает понять, что исключает установление официальных отношений между двумя организациями, предпочитая поддерживать контакты с государствами – членами ОДКБ сугубо на двусторонней основе.

Что касается стран Европы, то их отношение остается дифференцированным. В целом, признавая заслуги ОДКБ в отдельных сферах, например в борьбе с наркопотоком и нелегальной миграцией, они не заинтересованы лишний раз отмечать успехи интеграционных усилий России и потому не стремятся как-либо акцентировать положительные стороны ОДКБ. Тем более не стоит ждать этого от стран, связанных обязательствами по линии НАТО.

1 января 2004 года был сформирован Объединенный штаб ОДКБ. На настоящий момент функционируют региональная группировка войск (сил) Восточноевропейского региона, объединенная группировка войск (сил) Кавказского региона, а также Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона.

В военную составляющую ОДКБ входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования, включающие воинские контингенты и формирования сил специального назначения общей численностью порядка 20 тыс. человек, а также миротворческие силы, насчитывающие около 3,5 тыс. человек.

Также разработана и утверждена Целевая межгосударственная программа оснащения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ современными вооружением, военной и специальной техникой, специальными средствами.

К настоящему времени успешно функционирует единая система ПВО в Восточноевропейском регионе. Заключено и вступило в силу Соглашение о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ.

На основании заключенного в 2000 году соглашения и протоколов к нему функционирует механизм военно-технического сотрудничества, который предусматривает ряд преференций и осуществление межгосударственных поставок продукции военного назначения для союзных вооруженных сил на основе внутригосударственных цен.

Создана возможность экстренного оказания военно-технической помощи государствам – членам ОДКБ в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии на основании соответствующего протокола, принятого в октябре 2007 года.

Кроме того, в формате ОДКБ созданы и используются на постоянной основе координационные механизмы по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, информационной безопасности и информационного противодействия.

Примером может служить антинаркотическая операция «Канал». Этот масштабный проект реализуется с 2003 года. В рамках комплекса мероприятий взаимодействуют органы внутренних дел, наркоконтроля, пограничные и таможенные службы, подразделения финансовых разведок не только государств – членов ОДКБ, но и стран, не входящих в организацию. Всего в качестве наблюдателей в операции участвуют более 25 государств и пять межгосударственных объединений.

Общими усилиями правоохранительных органов государств, участвующих в операции с 2003 года по настоящее время, из незаконного оборота изъято свыше 422 т различных видов наркотиков, в том числе около 20 т героина, 70 т гашиша, 8 т кокаина и 7,5 т синтетических наркотиков. Попутно у правонарушителей изъято 14 865 единиц огнестрельного оружия и 435 352 штуки боеприпасов.

Входят в регулярную практику совещания главных наркологов государств – членов ОДКБ, на которых обсуждаются вопросы сотрудничества наркологических служб в области профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и реабилитации наркозависимых.

Разработана и реализуется система мер в сфере борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, организованной трансграничной преступностью.

Недавно начались работы по отражению вызовов и угроз, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

В целях обеспечения оперативного обмена информацией об угрозе или факте чрезвычайной ситуации ведется работа по формированию единого информационно-программного пространства. Примечательно, что при реализации данного проекта мы получим широкоформатную систему, которая позволит осуществлять принятие решения на любом уровне межгосударственного управления по кризисной ситуации в любой сфере деятельности организации.

Формируется полигонная база в интересах чрезвычайных ведомств. Статус базового полигона ОДКБ получил полигон МЧС Республики Казахстан «Скальный город – Астана».

Источник:-izvestia.ru

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности