18+
20 Апреля 09:18
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Молдавские «либералы» свихнулись на русофобии

По случаю 200-летия со дня заключения Бухарестского мирного договора, согласно которому Османская империя уступила России восточную Молдавию (Бессарабию), в Кишиневе одновременно праздновали и скорбели, пишет «Коммерсантъ-Молдова».

По случаю 200-летия со дня заключения Бухарестского мирного договора, согласно которому Османская империя уступила России восточную Молдавию (Бессарабию), в Кишиневе одновременно праздновали и скорбели, пишет «Коммерсантъ-Молдова».

Часть общества отмечала этот день как праздник освобождения от турецкого ига, другая часть – как «траурный день» оккупации Бессарабии. На здании столичной мэрии с утра был приспущен государственный флаг. Распоряжение об этом отдал мэр Кишинева, зампредседателя либеральной партии (ЛП) Дорин Киртоакэ.

Против такого решения высказались муниципальные советники коммунистической и социалистической партий. В каких-либо массовых акциях по случаю 200-летней даты ни одна, ни другая партия не участвовала.

А руководство и члены либеральной партии, входящей в правящую коалицию «За евроинтеграцию», организовали «траурную церемонию». Вечером на площади Великого национального собрания они выложили из горящих свечей «надпись» «1812-2012: 200 de ani de ocupaţie rusească» («200 лет русской оккупации»).

Однако далеко не все в Молдавии поддерживают «либералов».

В этот же день и по тому же поводу мероприятия праздничного характера провела партия «Патриоты Молдавии» при поддержке Лиги русской молодежи и общественного движения «25 Марта». У здания посольства РФ был организован «Митинг благодарности». Там же прошел песенный фестиваль «Дружба народов».

А вот мнение одного из участников:

-Оккупанты требуют контрибуции, оттягивают материальные средства, все разрушают, уничтожают нацию, фольклор, культуру. Со стороны России, наоборот, были приняты меры по сохранению национальной идентичности и молдавской культуры. Другие империи выкачивали ресурсы из своих колоний, а Россия, наоборот, закачивала. Она поднимала окраины».

 А лидер «Патриотов» Михаил Гарбуз высказался парадоксально: «У нас сегодня действительно был «траурный день». Российские войска, к сожалению для молдаван, остановились на Пруту, а не на Сирете. Если бы пошли дальше, то не было бы Румынии, румын и идеи «унири» (молд. «объединение», в молдавском политическом дискурсе употребляется в контексте объединения Молдавии с Румынией – прим. ИА REGNUM). Была бы Великая Молдавия с выходом к морю – друг России».

С точки зрения православных христиан, Бухарестский договор стал освобождением, а с точки зрения турок и татар – оккупацией, считает историк Виктор Боршевич. По его словам, «оккупанты обычно грабят, убивают, люди от них убегают, а после присоединения к России количество молдавского населения росло и росло».

«Эти непонятные оккупанты строили дороги, линии электропередачи, предприятия, школы», – сказал историк.

«Но без этих оккупантов, – добавил господин Боршевич, – не было бы Молдавии, а также либеральной партии, Михая Гимпу в должности врио президента и спикера парламента и Дорина Киртоакэ в должности мэра Кишинева. Не было бы всей национальной элиты».

 «Имперская политика России привела к тому, что на карте мира мы сейчас имеем Республику Молдова», – подытожил эксперт.

Историк и политолог Сергей Назария предлагает к оценке исторических событий, в том числе 1812 года, подходить, основываясь на «принципе историзма», не вульгаризируя и не политизируя их, продолжает «Коммерсантъ-Молдова».

«Нужно оценивать прошлое с точки зрения ментальности, законодательства и ценностей того времени», – пояснил господин Назария, отметив, что «в этом ракурсе произошедшее было законно и вполне цивилизованно, и отношение молдавского населения к этому было положительным».

«Бухарестский мирный договор отразил, в том числе, волю народа, проживавшего на территории восточной Молдавии», – подчеркнул историк. Сегодняшние «траурные» акции и распоряжения он расценил как очередные «попытки переписать историю, которые подчинены так называемому великорумынскому проекту по включению Бессарабии в состав Румынии».

«Цель этих акций – поссорить молдавский и русский народы и оторвать Молдавию от России»,- считает эксперт.

Некоторые уроки истории просто необходимо «перепоказывать» альтернативно одаренным политикам, пишет «КП в Молдавии» в материале под заголовком «Жители Молдавии соскучились по геноциду?». Возможно, Михай Гимпу, провозгласивший в Кишиневе траур по случаю 200-летия «оккупации Молдавии Россией», прогуливал в школе историю или учился по каким-то особым учебникам.

В нормальных учебниках подробно рассказывается, как основанное в 1359 году Молдавское княжество страдало под сенью Оттоманской Порты. И Бессарабия в том числе. Молдавский летописец Ион Некулче писал об этом печальном времени: «Ах, ах, ах, бедная страна Молдавия!.. Какая тебе доля выпала, как только уцелел живой человек в стране!» Даже Гитлеру не снились те технологии геноцида, которые турки применяли на оккупированных территориях – от банальных погромов до хитрого института янычарства, когда генетически здоровая молодежь вывозилась из страны.

«Потуречивание» – насильное или условно-добровольное обращение в ислам, наконец массовые изнасилования без убийства жертвы… И так бы хотелось Михаю Гимпу перепоказать весь этот кошмар, одна беда – именно 200 лет назад Россия начала крушить Османскую империю, освобождая братские народы, которые хорошо это помнят. Правда, на всех этой памяти не хватило, подводит итог издание.

Молдавия уникальна тем, что ее «либеральная» юстиция охотно регистрирует партии и движения, открыто выступающие за ликвидацию государства, кишиневская мэрия с нескрываемым удовольствием санкционирует организуемые ими шествия, пишет «Пульс». Антигосударственная линия, по некой абсурдной логике, находится под государственной опекой. Унионисты, марширующие по кишиневским улицам, выкрикивая антимолдавские лозунги всего лишь в чуть более радикальной и шумной форме ретранслируют респектабельные заявления руководителей страны, в частности «президента» Тимофти, признавшего в результате научных изысканий со своим румынским коллегой, что никаких молдаван не существует в природе, не говоря уже о молдавском языке. Выразив к тому же сомнение в том, что у молдавского государства есть историческая перспектива. Стоит ли удивляться, что всяческого рода «унионистские марши» то и дело случаются в центре Кишинева?

 

И всё равно это выглядело странно, продолжает «Пульс». В день двухсотлетия Бухарестского договора выражать массовую скорбь по поводу «отрыва» Бессарабии от груди «матери-Румынии», в то время как в 1812 году никакой Румынии и в помине не было – это действительно странно. Не говоря уже о том, что Румыния на политической карте мира появилась в том числе благодаря этому договору и уж точно при активнейшем участии русской дипломатии. Так что людям, считающим себя румынами, не рыдать, отмечая траур, а радоваться нужно.

Не было бы этого события двухсотлетней давности – они бы так и не узнали, что являются румынами, а придерживались бы архаичной, но куда более точной градации: молдаване, валахи… Так что странной выглядит их скорбь, подводит итог издание.

За последние три года у нас в Молдавии завелась особая порода «гомо сапиенс», пишет «Независимая Молдова». Так называемый образованный цвет нации. Они, эти доморощенные «гомо сапиенсы», самые умные и самые образованные, а все остальные – те, что с ними не согласны, быдло и хлам на этом празднике жизни. Эти люди, окружив себя фальсификаторами исторических фактов, не считаясь с мнением большинства граждан Молдавии, в том числе и тех, что живут на левом берегу Днестра, возомнили себя истиной в последней инстанции. Они мнят себя эдакими чистокровными арийцами, которым позволено все, вплоть до оскорбительных и унизительных высказываний в адрес титульной нации Молдавии – молдаван. Они безнаказанно творят свои грязные делишки, проводят марши унионистов по улицам городов суверенной Молдавии, объявляют дни траура, вопреки всем нормам здравого смысла. Они объявили свой, либеральный крестовый поход против Молдавии и молдаван.

Этих людей никогда особо не интересовали и не волновали чужие мнения и последствия этой опасной со всех точек зрения авантюры, продолжает «Независимая Молдова». Для них главное – добиться своих целей, любыми средствами, вплоть до фальсификации истории и до унижения земли, по которой они топчутся своими грязными кирзовыми политическими сапожищами. Элементарный пример. На улицах молдавской столицы третий год подряд звучат призывы к уничтожению молдавской государственности, проходят марши экстремистов, власти соседнего государства полным ходом финансируют (вопреки законодательству) румынские СМИ в Молдавии, ставшие рупором румынизации Молдавии, а власти этой страны набрали в рот воды и молчат, покорно с ними соглашаясь. Как будто ничего не происходит, как будто так оно и надо. Их куда больше волнует, будут ли в Молдавии хорошо защищены геи, чем судьба титульной нации – молдаван, которые оказались под невиданным доселе прессингом агрессивной румынизации.

Хотите возразить, что это, мол, плюрализм? – пишет «Независимая Молдова». Нет, господа хорошие. Здесь плюрализмом и не пахнет, – это целенаправленный и хорошо проплаченный подрыв основ государства, это прямой и неприкрытый призыв к уничтожению государственного строя, то бишь, открытое нарушение Конституции страны, а за такие призывы, то есть за попрание конституционных основ государства во всех странах мира полагается, как минимум, «небо в клеточку». У нас все в ажуре. Потому что у нас сегодня балом правят румынские арийцы Молдавии.

Как-то потихоньку стали мы забывать о председателе Либеральной партии Молдавии Михае Гимпу, продолжает «Независимая Молдова». После последних политических пертурбаций не досталось бедолаге никаких значимых постов – ни в парламенте, ни в государственных структурах. Лидер ЛП – не так уж и плохо, но так хотелось стать спикером, президентом или, на худой конец, генпрокурором. Оно понятно: самолет – хорошо, а олени – лучше!

Видимо, и сам Гимпу озаботился существующим положением вещей, пишет «Независимая Молдова». Тем, что может исчезнуть он из памяти народной, словно неудачный этюд под скребком художника, и выступил с очередной инициативой. Михай Гимпу, не мудрствуя лукаво, предложил объявить траурной дату заключения Бухарестского мира, когда в 1812 году нынешняя территория Молдавии освободилась от турецкого господства и перешла России. Пролить крокодилью слезу, одеться в черное и провести в этот день экстренное заседание парламента. Почему экстренное – непонятно. Экстренность требуется при диарее, а в серьезных вопросах она лишняя.

«16 мая 1812 года царская Россия подписала с Турцией договор, разорвавший на две части сердца молдаван. С тех пор прошло 200 лет, и все, что мы сейчас имеем – бедность, нищета, коррупция, коммунизм – связано с оккупацией в 1812 году», – заявил «дядя Миша».

То, что коммунизм, оказывается, отрыжка 1812 года, особенно поразило. За такие открытия надо Нобелевскую давать. А Александр I – он первый не потому, что царей с таким именем до него в России не было, а потому что являлся первым подпольным председателем ПКРМ, это уж к гадалке не ходи. А вы, граждане Молдавии, зарубите себе на носу: 200 лет на нашей земле царили бедность, нищета и коррупция и только с трехлетним пребыванием у власти АЕИ, согласно заявлениям его лидеров, произошел невиданный экономический подъем и полная европеизация.

Дядю, как водится, поддержал племянник – столичный «мэрин» Дорин Киртоакэ, продолжает «Независимая Молдова». 16 мая он объявил днем траура в столице и обещал приспустить флаг на здании мэрии. Но произошел облом. Коллеги по правящему Альянсу не одобрили семейную инициативу.

«Нам необходимо выбраться из периода траура, чтобы оградиться от исторических материалов, которые все запутывают», – заявил почетный председатель Демократической партии Дмитрий Дьяков. А председатель фракции либерал-демократов Валериу Стрелец уточнил, что «вопрос о дне траура не входит в программу правления АЕИ». В итоге «за» проголосовали лишь 24 депутата.

Хочется также напомнить всем вышеуказанным лицам, что с 1812 по 1917 не было ни одного восстания или волнения из-за присоединения к России. А за 22 года пребывания Бессарабии в составе Румынии тут и Хотин, и Татарбунары и другие, помельче… Ну, если Гимпу, Киртоаке, Хадырке и Дабиже угодно спеть квартетом «Лимба ноастрэ чеа турчаскэ» (молд. «Наш язык – турецкий» – прим. ИА REGNUM), мешать, наверное, не стоит. Пойте, ласточки, пойте.

 

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдавия в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, и Буковина, северная часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а южная – территорией Румынии, в X-XI вв. входили в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. – Галицко-Волынского княжества, составили части образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи.

В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия «румыны», «румынский народ» и «румынский язык», созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке, но в Бессарабии решением Верховного совета Молдавской ССР 1989 года молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте, в то время как молдаване ПМР сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44 гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году.

В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР.

28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР.

B 1941-1944 гг. румынская армия принимала участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии и представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 вызвало в Румынии переворот – король Михай I сверг фашистского диктатора Иона Антонеску – и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 года.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является «вторым румынским государством», молдаване – «румынами», молдавский язык – «румынским». При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами – 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% – румынский.

Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских «румынах» искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии – в Валахии и Молдавии – во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина – в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий «румынами» и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности