18+
29 Марта 20:02
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Играй, гармонь ташкентская!

Традиционный фестиваль «Играй, гармонь!» в Русском культурном центре Узбекистана собрал поклонников двухрядки из Ташкента, Бекабада, Чирчика, из разных уголков Узбекистана.

Традиционный фестиваль «Играй, гармонь!» в Русском культурном центре Узбекистана  собрал поклонников двухрядки из Ташкента, Бекабада, Чирчика, из разных уголков Узбекистана.

Тон, конечно, задавали гранды. Среди них народный коллектив ансамбль славянской песни «Калинушка» под руководством кавалера ордена «Дустлик» Марины Касымбаровой, хор  Людмилы Мухаммадиевой,  капелла «Ветеран» Тамары Хлебниковой, ансамбли «Истоки» Александра Афанасьева, «Русские узоры» и «Эдельвейс».

В  сопровождении гармони  на сцене блистали солистки Большого театра им.А.Навои Елена Шавердова, Луиза Болдеско, засл.артистка Татарстана Рамзия Бекбулатова и лауреат республиканского конкурса Онора Гафурова, известные певуньи Ирина Кравцова и Нина Панина.

«Чарующие звуки гармони являются источником вдохновения для всех участников фестиваля, независимо от их жанрового предпочтения. В программе прозвучали удивительные мелодии и песни, рожденные  в заветных русских поселениях», – сказала бессменный автор проекта, член Правления РКЦ  Виктория Киселева.                                                    

Говорят, что гармонь была изобретена в начале XIX века в Германии, однако, сами немцы отдают пальму первенства  Санкт-Петербургу, в котором, по их утверждению, в 1783г. стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника появилась первая «однорядка».

Вскоре народные умельцы Николай Белобородов и  Леонтий Чулков  ввели  в строй  гармони все известные звучания, создав двухрядную «хромку», остающуюся и поныне самой  распространенной среди всех  ручных клавишно-пневматических  инструментов.                                                                                                           

Первый русский баян, отличающийся от гармони звучанием, смастерил самарский мастер Павел Чулков, усовершенствовав «хромку» в конце XIX века. В это же время  в Италии Паоло Сопрани патентует незначительно отличающийся от русского баяна кнопочный аккордеон.                                                                                                         

Гармонь, наряду с Гжелью и Хохломой, тульским самоваром, оренбургским платком и воронежской  матрешкой, стала  символом России. В Иванове ей даже установлен памятник.

В годы Великой отечественной войны гармонь превратилась в оружие. Директива Наркомата Обороны  обязывала в каждой роте иметь гармонь, которая помогала бойцам  преодолеть фронтовые лишения.                                              

Новую жизнь в  гармонь Геннадий Заволокин, создавший в 1986г. телевизионную программу, быстро завоевавшую огромную аудиторию.

Первая передача «Играй, гармонь!» была подготовлена будущим Народным артистом России, лауреатом Государственной премии в знаменитом Ельце, где по утверждению этнографов, хранятся истоки знаменитого российского символа.

Программа  имела необычайный успех, ее закупили несколько зарубежных телекомпаний, в том числе из США.И сегодня, посреди поря попсы. убежден  режиссер Сергей Соловьев, нормальные русские лица  можно увидеть только в этой телепередаче.                                                                                                          

А в Узбекистане гармонь сверкает всеми красками в умелых руках И.Анварова, Р.Валиева, Р.Узикаева, А.Енилеева. Редкий кто удержится и не пойдет в пляс, когда они перебирают «кнопочки».

Многие  другие  народы также полюбили русскую гармонь. К примеру, в Осетии  гармонику называют фандыр, а позаимствовали они ее у елецких  казаков, расселившихся на Кавказе еще при царе Петре.

Местные мастера создали своеобразную  разновидность этого инструмента, реконструировав его применительно к особенностям осетинского музыкального творчества так, что  свадьбы и любые другие торжества начинаются и заканчиваются  под звуки фандыра.   

Вот и  на этот раз в Русском культурном центре своим мастерством порадовали польские, татарские, украинские и армянские гармонисты. Они исполняли мировую  классику, джаз, национальные мелодии и даже «Андижанскую польку».

                                                                     

 

 

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности