Здесь, на берегах Вазузского водохранилища, первые переселенцы появились в 2007 году, и древний Зубцов, как всегда, добрых людей принял по-доброму. Сегодня в этих новых местных семьях подрастают дети, которые увидели свет уже на этой земле и по праву будут называть себя коренными зубчанами. С начала реализации программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, на территорию Зубцовского района прибыли свыше 330 переселенцев – участников программы и членов их семей. С каждым годом переселенцев здесь становится все больше, и осваиваются они достаточно быстро. Это закономерно: места благословенные, красоты дивной. А общими заботами местной власти и Центра занятости населения Зубцовского района люди успешно трудоустраиваются.
Здесь, на берегах Вазузского водохранилища, первые переселенцы появились в 2007 году, и древний Зубцов, как всегда, добрых людей принял по-доброму. Сегодня в этих новых местных семьях подрастают дети, которые увидели свет уже на этой земле и по праву будут называть себя коренными зубчанами.
С начала реализации программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, на территорию Зубцовского района прибыли свыше 330 переселенцев – участников программы и членов их семей.
С каждым годом переселенцев здесь становится все больше, и осваиваются они достаточно быстро. Это закономерно: места благословенные, красоты дивной.
А общими заботами местной власти и Центра занятости населения Зубцовского района люди успешно трудоустраиваются – в самых разных отраслях, причем как в бюджетных учреждениях, так и у частных работодателей, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Дети, еще до получения мамами и папами российского гражданства, обеспечиваются местами и в школах, и в детских садах – разумеется, не в ущерб коренному населению, просто очереди в детские сады здесь нет! Трудно поверить, но это так: несмотря на заметный подъем рождаемости, садиков в районе хватает, так что молодые мамы рожают смело.
– Едут к нам в основном из Армении, Украины, Таджикистана. Есть переселенцы из Молдовы, Казахстана, Узбекистана, Киргизии,– но значительно меньше, – рассказывает начальник отдела экономики администрации Зубцовского района Светлана Выскребец.
Где же нашли работу переселенцы?
– В колхозах «Россия» и «Сознательный», а кто-то уже успел основать крестьянско-фермерское хозяйство, – говорит она. – Однако больше всего людей занято в промышленности и в бюджетной сфере – в здравоохранении, образовании. У нас был дефицит медработников и учителей, а с помощью программы переселения мы смогли его в значительной степени восполнить.
И Светлана Александровна с удовольствием рассказывает, что в школе №2 в Зубцове английский язык преподает молодая женщина из семьи переселенцев; муж у нее строитель, работает на одном из предприятий района – приехал первым, затем и ее выписал.
– А ребеночек у них родился здесь! Теперь они уже наши… – улыбается Светлана Выскребец.
Мы направляемся в Центральную районную больницу, где в отделении скорой помощи пару месяцев назад появился новый врач – Зарема Ибрагимова.
Выпускница Крымского медицинского университета, она 16 лет проработала в Симферополе на «скорой помощи» – специалисты с таким опытом в любом регионе на вес золота. К тому же Зарема Полатовна по первой своей специальности врач-педиатр и университетские знания регулярно «освежала» – каждые пять лет проходила курсы педиатрии. У нее два сертификата – и педиатра, и врача скорой помощи .
– Замечательно меня встретили, – рассказывает Зарема Полатовна. – И в коллективе, и в районной администрации, и в паспортном столе… Я даже не ожидала такого душевного, теплого отношения! Все старались помочь – кто чем мог.
Что позвало ее в дорогу? В России у нее много родных, да и семья русскоязычная. А прежде всего хотела твердо знать, что сын получит хорошее образование на русском языке, устроится жить и работать в России – он у нее в этом году окончил школу и поступать собирается в Тверскую медакадемию, о которой она слышала много хорошего.
К работе Зарема Полатовна приступила в конце марта, но уже сегодня в небольшом Зубцове многие узнают нового доктора и улыбаются при встрече.
Она уже и на ДТП выезжала, и резаные раны обрабатывала, и больного с прободной язвой принимала… К такому важному делу, как переселение, доктор Ибрагимова подошла с достойной ответственностью: заранее сдала документы на нострификацию (подтверждение диплома, выданного за рубежом) и в Зубцовскую ЦРБ пришла уже полноправным специалистом.
Об этом следует помнить всем переселенцам: дипломы, полученные после распада СССР, нуждаются в подтверждении. Эта процедура занимает несколько месяцев, и прежде вас просто не имеют права допустить к работе в качестве специалиста. В здравоохранении и образовании эта проблема стоит особенно остро.
К сожалению, в странах исхода при оформлении документов об этом предупреждают далеко не всегда. Буквально на днях из Таджикистана по программе переселения приехал в Тверь молодой хирург. Шесть лет стажа – для специалиста это просто золотая пора! А полгода придется потерять, потому что о необходимости «легализовать» диплом его в Душанбе не предупредили…
Назад человека, конечно, не отправят, но подойти к операционному столу он, увы, не имеет права – придется пока потрудиться санитаром, до нострификации в медицинском учреждении для него нет другой работы.
Скажу сразу: порой с трудоустройством возникают проблемы. Когда сборы и переезд затягивались, место успевали занять другие. А чаще профессиональный уровень переселенца оказывался ниже заявленного… Спрашиваю: как с этим обстоят дела сейчас? Слышала, что разумная жесткость помогла отрегулировать ситуацию, и теперь область принимает лишь тех, кто действительно нужен. Что ж, пример Зубцова подтверждает верность подобного подхода.
Вот, скажем, токари. На машиностроительном заводе они нужны всегда. В конце прошлого года приняли русскую семью из Узбекистана: он токарь, жена – опытный бухгалтер, ехала как член семьи, но работу нашла сразу. Еще один токарь около двух лет назад приехал из Молдовы – прижился, сейчас выписывает жену с детьми, и это тоже большой плюс.
– Прежде всего, мы стараемся обеспечить квалифицированными кадрами бюджетную сферу, – объясняет ведущий специалист ЦЗН Юлия Сорочук и рассказывает, как прижилась в Княжьих Горах приезжая учительница – Алена Пырэу из Молдовы. Вот ты попробуй найди хорошего предметника в сельскую школу, а ей дали служебное жилье, она и осталась. Дети ее любят, родители довольны, и у директора школы больше голова не болит из-за того, что некому иностранный язык преподавать…
В районном Доме культуры мы знакомимся с методистом Юлией Цуркану. В переселенческую программу вступал ее муж; он высококвалифицированный рабочий – строитель и сварщик. Приехал первым, семья следом. Юлия поначалу не надеялась на быстрое трудоустройство, но малышку сразу же взяли в садик, а ей предложили попробовать свои силы – нужно заняться детворой на открытых летних площадках. Может, у нее получится? Получилось отлично, и не только это: Юлия прекрасная певунья, и хотя специального образования не имеет, а самодеятельным творчеством увлекалась, выступала много и на сцене ДК чувствует себя уверенно.
Вскоре о ней заговорили и в Зубцове, и в Погорелом Городище, куда она ездила с коллективами районного ДК. Успех Юлии сопутствовал неизменно, и в Зубцове ее уже называют «нашей солисткой»…
А теперь наш путь лежит в колхоз «Сознательный», на землях которого обустраивает свое крестьянское хозяйство большая семья Бурхона Рустамова.
В Зубцовский район Рустамовы приехали из Узбекистана в 2009 году; глава семьи, ветеринарный врач, работал главным зоотехником в сельскохозяйственном предприятии ООО «Женардис», затем в колхозе. Сыновья тоже трудятся на селе – трактористами, пастухами. Этот дом, кстати, колхоз выделил своему работнику – его старшему сыну Ровшану.
Рустам – отец многодетный. Он шутит: ну почему женщинам давали звание матери-героини, а отцам – нет? Несправедливо! Сыновей у него шестеро, пятеро уже взрослые, сами стали отцами, а вот младший пока учится в колледже в районном центре. Есть еще три дочки-школьницы. И невестки. И внуки – их у деда уже 15!
– На селе работы много, руки нужны всегда, – говорит Рустамов.
Когда у «Женардиса» начались проблемы, он купил распродававшихся овец и сегодня содержит отару в 30 голов. Здешние земли, по его убеждению, просто созданы для овцеводства – животных можно месяцев пять-шесть держать на свободном выпасе. Травы такие, что и сеять без надобности, и подкармливать овец не нужно. И болезней у скота никаких нет – не то что у него на родине! Надо только за копытами ухаживать, потому что почвы болотистые. Но с этой проблемой заботливый овцевод легко справится…
– Рай, земной рай! – вздыхает Бурхон, оглядывая зеленеющие просторы, а его Менихол согласно кивает, стоя рядом с мужем на пороге дома, который предоставил колхоз их старшему сыну. Бурхон уже получил субсидию на открытие собственного дела – 58,8 тыс. рублей и еще столько же на создание рабочего места для одного из сыновей. Теперь Рустамовы подали заявление – просят выделить землю в долгосрочную аренду. Надеются, что власти не откажут, и уже планируют, куда будут сдавать баранину и сыр, которые собираются готовить из овечьего и козьего молока – шесть коз стали их последним приобретением.
– Да здесь хоть тысячу голов держать можно, – вздыхает Рустамов. – Такие перспективы…
Что ж, будем надеяться, что энергия и навыки переселенцев помогут реализовать богатый потенциал этого прекрасного края. Сельское хозяйство в Зубцовском районе переживает не лучшие свои времена, впрочем, как и во многих других регионах.
А умелые, трудолюбивые переселенцы – такие, как овцевод Бурхон Рустамов в «Сознательном», как овощевод Рамазан Хакимов в деревне Щеколдино, как семья Оганесян в Погорелом Городище, могут действительно способствовать его возрождению. Кто знает, может, и станет Зубцов одним из центров цивилизованного овцеводства в Центральной России? А овечьи и козьи сыры всегда считались деликатесом.
Так и представляешь яркие, эффектные упаковки сыра элитных сортов с надписью «Made in Tver»… Кто знает, может, на этой небольшой ферме сегодня зарождается традиция зубцовского сыроделания?
Мы возвращаемся в город, обсуждая и те самые перспективы, что упоминал овцевод Рустамов, и другие, куда более широкие, о которых говорил начальник Главного управления по труду и занятости населения Тверской области Сергей Исаев. Да, рабочие руки быстро становятся дефицитом, а если они еще и умелые, то тем более.
И нам недолго осталось ждать, чтобы работодатели схлестнулись в жесткой конкуренции за кадры, которые – ну никуда не денешься, справедлив старый лозунг наших отцов и дедов – по-прежнему решают все. Так что приток квалифицированной рабочей силы – это одно из главных условий реализации многих инвестиционных проектов, которые обеспечат интенсивное развитие тверской экономики.