В Центральном государственном архиве Узбекистана хранится любопытный документ, имеющий прямое отношение к истории Самарканда. Сто двадцать пять лет тому назад пионер туркестанского виноделия Дмитрий Львович Филатов, вина которого премировались высокими наградами.
В Центральном государственном архиве Узбекистана хранится любопытный документ, имеющий прямое отношение к истории Самарканда. Сто двадцать пять лет тому назад пионер туркестанского виноделия Дмитрий Львович Филатов, вина которого неизменно премировались высокими наградами на всероссийских и международных выставках, получил официальное письмо из Путевой канцелярии Туркестанского генерал-губернатора Николая Розенбаха.
В этом послании руководитель канцелярии сообщал, что «Главный начальник Туркестанского края, согласно высказанного ему желания Государя Императора, имел счастье представить Его Императорскому Величеству для пробы несколько бутылок белого виноградного вина (Султани) Вашего изделия.
Его Императорское Величество соизволил лично объявить Его Высокопревосходительству, что он удостоил отведать означенное вино и, найдя его по вкусу и достоинствам хорошим, соизволил лично высказать по этому поводу свое удовольствие Его Высокопревосходительству.
О таковом монаршем одобрении по приказанию Туркестанского генерал-губернатора имею честь Вас, милостивый государь, уведомить, покорнейше прося Вас принять уверение в совершенном моем уважении и таковой же преданности»…
Самаркандский винодел, естественно, был вне себя от счастья. Еще бы, тем самым он становился официальным поставщиком двора российского императора Александра Третьего, того самого, что на свои личные деньги восстановил знаменитую ташкентскую Джуму-мечеть, с тех пор получившую в народе название «царская».
А это сулило немалые льготы и привилегии для его бизнеса. Еще ни один местный предприниматель до Филатова не был удостоен столь высокой чести.
Дело происходило в канун Нового года, и потому взволнованный Дмитрий Львович в тот же день отправил телеграмму Туркестанскому генерал-губернатору Николаю Розенбаху. В ней, в частности, говорилось:
«Сейчас имел счастье получить извещение Путевой канцелярии о выраженном Его Императорским Величеством одобрении моих вин. Беспредельно благодарен Вашему Высокопревосходительству за оказанное мне счастье удостоением представления моих вин винограда Туркестана его Величеству Государю туркестанскому.
Я беру на себя смелость выразить Вашему Высокопревосходительству в настоящий, особенно счастливый день, поздравление с Новым годом. Благодарный самаркандский купец Д.Филатов».