150 лет назад в семье уездного казначея, поляка по происхождению, Франца Губаревича-Радобыльского родился сын Антон. Желая обеспечить благополучное будущее своему наследнику, отец, как и подобало шляхтичу, отвез его в столицу империи и отдал учиться в Константиновское училище.
150 лет назад в семье уездного казначея, поляка по происхождению, Франца Губаревича-Радобыльского родился сын Антон. Желая обеспечить благополучное будущее своему наследнику, отец, как и подобало шляхтичу, отвез его в столицу империи и отдал учиться в Константиновское военное училище.
Находясь здесь, Антон увлекся революционными идеями и примкнул к народовольцам. Окончив училище и получив офицерское звание подпоручика, он начал свою военную службу в Кронштадте.
В 1884 году был переведен в 145 Новочеркасский пехотный полк, а затем в 4-й Туркестанский линейный батальон. В том же году Антон был арестован за антиправительственную деятельность и около полугода содержался под стражей в каземате Петропавловской крепости.
Освободившись в январе 1885 года из-под стражи, Губаревич-Радобыльский был привлечен к дознанию Петербургским жандармским управлением по делу «о тайных кружках среди офицеров, лиц военного ведомства и воспитанников специальных учебных заведений». А затем, по высочайшему повелению от 17 июля 1885 года, он был на два года подчинен гласному надзору полиции «вне местностей, находящихся на положении усиленной охраны, с заменою сего надзора на время состояния на военной службе надзором военного начальства».
Молодого офицера высылают в Туркестан, где местом его пребывания стала столица Ферганской области Новый Маргелан. Весной 1886 года, уволившись с военной службы, Антон получает разрешение переехать в Ташкент, где источником его существования становится литературная работа.
Летом следующего года, когда истек срок его пребывания под надзором, Губаревич-Радобыльский был принят на службу в таможенное ведомство Сыр-Дарьинской области. Здесь он, проявив незаурядные способности, быстро пошел вверх по служебной лестнице. В самом начале 1890-х годов его назначают управляющим Аму-Дарьинским таможенным отделом. Оценив его заслуги, власти уже в 1892 году разрешают ему даже проживание в столицах.
Успешная карьера продолжается и во второй половине 1890-х годов: бывшему революционеру и доверяют важный государственный пост управляющего Бухарским таможенным отделом.
Несколько лет жизни, проведенных здесь, сделали Антона Губаревича известным на всю империю человеком: досконально изучив регион в экономическом отношении, отставной подпоручик стал «глубоким знатоком Бухары». Без его советов и консультаций в названной сфере властями отныне не принималось никаких решений.
В 1900 году по семейным обстоятельствам Антон Францевич был вынужден выехать из Средней Азии. Но его опыт и знания понадобились и в России: надворного советника Губаревича-Радобыльского назначают на весьма ответственный пост директора Кяхтинской таможни первого класса.
Через этот небольшой провинциальный город осуществлялась практически вся торговля России с Китаем, и за четыре года своей службы в должности управляющего Кяхтинской пограничной таможни он внес огромный вклад в ее развитие и упрочение.
Однако вскоре Губаревич-Радобыльский возвращается на службу в Ташкент и уже в 1910 году становится начальником всего Туркестанского таможенного округа.
Свободно владея местными и европейскими языками, прекрасно разбираясь в сельском хозяйстве и промышленности края, Антон Францевич посвятил нашему региону капитальные научные труды, опубликованные в петербургских издательствах и до сих пор не утратившие свою ценность.
Среди них стоит отметить «Экономический очерк Бухары и Туниса». СПб, 1905; «Что такое протекторат?». СПб, 1910; «Значение Туркестана в торговле России с сопредельными странами». СПб, 1912; «Постройка железных дорог в Бухарском ханстве и влияние этих дорог на хлопководство». СПб,1912; «Какие дороги следует строить в Туркестане и Закавказье». СПб, 1914.