18+
23 Апреля 22:24
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

«Соловей-разбойник» и финская нечисть

В субботу в Выборге завершился XX кинофестиваль «Окно в Европу». Жюри конкурса игрового кино «Осенние дебюты», возглавляемое кинорежиссёром Романом Балаяном, главную награду поделило между фильмами «Все ушли» Георгия Параджанова и «Шопинг-тур» Михаила Брашинского.

В минувшую субботу в Выборге завершился XX кинофестиваль «Окно в Европу». Жюри конкурса игрового кино «Осенние дебюты», возглавляемое кинорежиссёром Романом Балаяном, главную награду поделило между фильмами «Все ушли» Георгия Параджанова и «Шопинг-тур» Михаила Брашинского.

А вот приз зрителей «Выборгский счёт», голосующих после каждого сеанса, достался убойной ленте «Соловей-разбойник» Егора Баранова.

«Соловья-разбойника» Баранова по сценарию Ивана Охлобыстина, ставшего сопродюсером проекта и исполнившего главную роль, показали уже под занавес фестиваля. В прошлом скучный клерк, герой Охлобыстина решил начать вольную жизнь, для начала выбросив из окна своего босса.

Стал он лихим разбойником и начал бессмысленный и беспощадный русский бунт, сражаясь с неповоротливыми представителями спецслужб. Новоиспечённый Соловей-разбойник восстанавливает справедливость, как он её понимает, насильно насаждает добро, помогает сирым и обездоленным. Но это всё лишь идеи.

На деле получилась заурядная стрелялка, которую не спасают даже остроумные местами диалоги с участием Ивана Охлобыстина. Можно только удивляться, как он умудрялся носить рясу и иметь в голове подобные идеи.

Сам Охлобыстин декларирует следующее: мир несправедлив, и время от времени возникает тот или иной персонаж, становящийся разбойником. Корыстных целей у него нет. Он берёт власть над определённой территорией, разбойничает, и это антитеза вечному угнетению народа. В пример Иван приводит Степана Разина, начинавшего с бандитской жизни, а потом завоевавшего доверие людей, присоединившихся к его войску.

И тут уж у него выбора не было. Надо было отвечать на доверие. Родилась легенда о том, что Разин вынужденно стал разбойником и начал представлять интересы народа. Та же история с Емельяном Пугачёвым. Своего героя Охлобыстин рассматривает как некое явление русской жизни. Иван и сам феномен, достойный изучения. Но его исповедальные идеи о том, что если человек достигает определённого уровня развития, он обязан подчинить себя служению народу – не важно, бандит он или псих, – нашли на экране весьма отдалённое и примитивное воплощение.

Ему хотелось при этом зрелища лёгкого и доступного, чтобы дети могли смотреть от тринадцати и старше.

В Выборге во время показа зрители громко смеялись, но охлобыстинское послание вряд ли считывали.

И два слова о фильмах-победителях.

Георгий Параджанов после многих лет работы в документалистике снял первый игровой фильм «Все ушли», передав ощущения о своём тбилисском детстве. Сценарий многократно переписывался, 17 лет ждал своего часа. Съёмочная группа была первой за последние годы, отважившейся работать в Грузии.

Режиссёр, вместе с героем, изживал собственные сны, не дававшие покоя многие годы. Хотелось вернуться к утраченным запахам времени, когда русские варили борщ, грузины и армяне готовили долму, и все 67 национальностей мирно сосуществовали в Тбилиси.

Прекрасные грузинские актёры, соскучившиеся по серьёзному кино, отказывались от выгодных сериальных проектов во имя искусства, а это, учитывая обстоятельства жизни в Грузии, – серьёзный поступок. Съёмочная группа, состоящая наполовину из тбилисских специалистов, работала с таким энтузиазмом,  что продюсерам хотелось забрать её с собой в Москву, где всё чаще трудятся с ленцой.

Михаил Брашинский – в прошлом кинокритик, дебютировавший десять лет назад  с фильмом «Гололёд». Он успел пожить в США, вернуться в родной Питер, а теперь живёт в Турку. «Шопинг-тур», словно бы снятый на камеру мобильного телефона, – кино о финнах, пожирающих иностранных туристов в Иванов день.

После просмотра народ шарахался от финских граждан, в большом количестве приезжающих в приграничный Выборг. Казалось, что сейчас они вынут ножик из кармана и выпьют чью-то кровь. Местные жители встречали фильм аплодисментами, стоило только появиться городским пейзажам на экране. Снимали картину в Выборге и частично в приграничной полосе Финляндии на частные деньги.

Изначально хотели уложиться в 20 тысяч долларов, но в итоге потратили 60. В сентябре картину увидят на фестивале в Хельсинки. Интересно, как воспримут её там?

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности