18+
22 Октября 12:55
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

О драматургии, любви и ровеснике мамонта

Начнем с того, что работать с таким именитым режиссером, как Назим Аббасов, для меня большая честь. А потому, когда студия «Gala-film» и господа из Международного Альянса по сохранению сайгака предложили мне написать сценарий, я не стала раздумывать. Интересно было все.

В июне нынешнего года в российском  Ханты-Мансийске в рамках XVI Международного экологического телевизионного фестиваля «Спасти и сохранить» фильм узбекских кинодокументалистов «У последней черты», снятый на студии «Gala-film» режиссером Назимом Аббасовым,  получил высшую награду — статуэтку «Золотой гагары» в категории «Журналистское расследование». Фильм посвящен страшной трагедии в заповедной зоне на Устюрте – тотальному истреблению сайгаков…

Рассказывает автор сценария этого фильма, драматург Евгения Палехова:

— Евгения, это не первый снятый по твоему сценарию документальный фильм, расскажи о своем участии в этом проекте.

-Начнем с того, что работать с таким именитым режиссером, как Назим Аббасов, для меня большая честь. А потому, когда студия «Gala-film» и господа из Международного Альянса по сохранению сайгака предложили мне написать сценарий, я не стала раздумывать. Интересно было все: новые люди, новые идеи.

И потом, была здесь тонкая грань, балансировать на которой мне как сценаристу всегда интересно: рассказать так, чтобы не нарушить грань между убеждением и морализаторством. Хотя, если рассуждать логически, любая видеопродукция – это в первую очередь, пропаганда. Данный фильм на самом деле не про жестокость, а про любовь.

Он о том, что надо относиться друг к другу мягче, и заставляет подумать о том, что не стоит быть законченными варварами. И если говорить вслух о том, сколько бед натворил человек за тысячелетия своего вмешательства в природу, то ещё какое-то количество тысячелетий мы протянем. 

Была ли эта победа для вас неожиданной?

— Нет, и вот почему. Для этой победы были, наверное, все составляющие: режиссёр,  поддержка Альянса, операторы, графика –  и я долго могу перечислять.

— Продолжая тему спасения антилоп, на студии «Gala-film» снимают мультфильм про сайгачонка, где вы тоже автор сценария. Это не первый ваш опыт работы в мультипликации. Что интереснее делать, кино или мультфильм?

— Мне, безусловно, интереснее работать в кино. Это, как кухня, которую ты предпочитаешь: да, тебе нравится утка в кисло-сладком соусе, но не каждый день и даже не раз в неделю.  Сейчас я открыла для себя новое поле – сериал. Продюсер из Казахстана предложил написать, и я, даже не спросив, о чём и зачем, сразу сказала — да.

Просто потому, что сериал я ещё не писала. Я — жадный до новых ощущений и нового опыта человек. Мне иногда кажется, что ощущения, эмоции – это единственное, чем можно по-настоящему владеть, и что можно по-настоящему накопить. А это возможно только в том случае, если ты постоянно делаешь что-то новое, ловишь за хвост буквально эту неизвестную пока тебе птицу и пробуешь летать.


-Евгения, вы лауреат ежегодного Московского фестиваля молодой драматургии «Любимовки». Какие успехи у вас на поприще драматургии? Ведь вы позиционируете себя  как серьезного драматурга…

-Саркастично прозвучало! – мои успехи на поприще драматургии! Я пишу истории, большинство из них укладывается в рамки пьесы – по своей форме. И делаю я это не из любви к искусству или какому-то конкретному театру или, что ещё хлеще, к театру вообще. Мне периодически приходят в голову какие-то мысли (что обычно для человека, по моему мнению), и я их излагаю в подходящей для этого форме. Что же касается постановок моих мыслей, оформленных в пьесы, то ни одна моя пьеса ещё не стала спектаклем, пока…

Здесь нет ничего удивительного. На сценах наших театров сейчас идут в основном спектакли по зарубежным авторам и не всегда высокого класса. А вас не обижает, что вас не ставят?

 — Я, как бы по аккуратней выразиться,  драматург, который не ставится, но особо от этого не страдает. И дело не в тотальном разочаровании в результате участия в конкурсах всех сортов и видов. Скорее, дело в том, что азарт (а ну-ка дайте мне первый приз!) сменился принятием данности – если я пишу, потому что не могу не писать, кто сказал, что за это положен приз?

А, может быть, всё дело в восприятии. Я много читаю, и большинство прочитанного мною материала вызывает у меня недоумение и даже удивление – а зачем было писать об этом и писать так? Но каждый самовыражается так, как может. И если я, к примеру, не соответствую своему времени или выбиваюсь из колеи, которую выбрал для себя современный театр вообще, это же не значит, что я не соответствую себе. А по сути – только это и важно.

Но что-то же вы делаете?

— Безусловно. Я, к примеру, была очень рада принять участие в проекте Георгия  Дмитриева «Дон Кихот». Он предложил поговорить о любви – в том виде и в том звучании, которое давно забыто.

Мы попробовали соединить две драматургии — вербальную и музыкальную. Насколько удачно получилось – не мне судить. Но то, что это было интересно скрестить  — уже, на мой взгляд, повод за себя порадоваться. Как все — делают все. А как я – делаю только я.

О ФИЛЬМЕ

«У последней черты», победитель в категории «Журналисткое расследование», режиссер Назим Аббасов, созданный при поддержке Института по международному сотрудничеству Немецкой ассоциации народных университетов и участии ведущих специалистов «Альянса по сохранению сайгака».

Еще в конце 1980-х годов численность сайгака в Узбекистане оценивалась в 20-60 тыс. особей. Тогда добыча браконьеров оценивалась менее, чем в 10 % от объема  лицензионного отстрела (Кадастровый справочник, 1992). Ныне на бесхозной территории устюртского заказника круглый год ведется отстрел сайгаков браконьерами.

Сайгак стал основным источником дохода для местных жителей. Мясо  едят, рог сайгака продают китайцам, которые используют его в медицинских целях.

Выживет ли эта удивительная степная антилопа, ровесник мамонтов на плато Устюрт, или так и будут белеть одинокие черепа с обрубленными рогами, или останутся лишь в телевизионных хрониках  зависит от нас с вами.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО:

Лауреат ежегодного Московского фестиваля молодой драматургии «Любимовка», автор пьесы «Базарные бабы», которая была опубликована в 2005 г.в сборнике пьес современных авторов «Культурный слой» (Москва, 2005) при поддержке Министерства культуры РФ.
Автор сценария и режиссер производства документального фильма «Другие 8 женщин» (2005). По заказу ГАК «Узбеккино».
Автор сценария и режиссер короткометражного художественного фильма «Божья коровка» (2006), снятого в рамках проекта «Kino PILOT», организованного Британским Советом в Узбекистане.
Автор сценария мультипликационного фильма «Лепешка» (2006).  По заказу ГАК «Узбеккино».
Автор сценария художественного фильма «Согдиана» (2006),
Автор сценария и режиссер короткометражного художественного фильма «Я+R» (2007).
Автор сценария художественных фильмов: «Подкидыш» (2007), «Супер-невестушка» (2007), «Ичкуев»(2008), «Зирапча» (2009), «Маджрух» (2010)
В 2010 г. в сборнике пьес Первого международного открытого фестиваля современной драматургии «Реабилитация настоящего» (г. Ереван) была опубликована пьеса «Вокруг Фауста».

 

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...
Загрузка...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности