18+
12 Мая 14:00
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Чего ждать от Россотрудничества

3 и 4 сентября в Москве под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева состоялось совещание руководителей представительств Россотрудничества за рубежом. Мы публикуем выступления главы правительства и министра иностранных дел.

3 и 4 сентября в Москве под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева состоялось совещание руководителей представительств Россотрудничества за рубежом. Мы публикуем выступления  главы правительства и министра иностранных дел.

Дмитрий Медведев: Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Мы впервые в таком формате, как принято говорить, встречаемся. Думаю, что мероприятие должно быть интересным. С удовольствием перед вами тоже выступлю. Более того, такие встречи могут стать и регулярными.

Укрепление позиций нашей страны в мире, продвижение национальных интересов гуманитарными средствами – это одни из важнейших приоритетов государства. Сегодня гуманитарное измерение выходит на передний план международной жизни.

И действительно, созданное четыре года назад Россотрудничество должно стать одним из ключевых инструментов так называемой мягкой силы. Влияние государства во многом зависит от способности продвигать свои национальные культурные ценности, язык и экспортировать их.

По сути, речь идёт об особом ресурсе международного лидерства, которое прямо связано с человеческим потенциалом. Эти инструменты зачастую оказываются более значимыми, чем другие, и приобретают особое значение.

По данным экспертов, именно страны с сильными брендами, так называемой мягкой силы, привлекают бо́льшую долю прямых зарубежных инвестиций, технологий, и наши конкуренты, конечно, с большой радостью всё это используют и охотятся за нашей талантливой молодёжью и новаторами, что, собственно, нормально.

То же самое должны делать мы, в свою очередь создавая приличные условия для творчества в нашей стране. Безусловно, Россия продолжает оставаться весьма и весьма сильной в этом плане страной: располагает конкурентными преимуществами и в фундаментальной науке, и в образовании, несмотря на то что мы, конечно, критикуем текущее состояние дел, но от этого факт не меняется: мы всё равно остаёмся очень мощной страной в области науки и образования.

Ну а русскую литературу, наше искусство, музыку в мире воспринимают с особым интересом. Конечно, более чем 30-миллионная российская диаспора объективно усиливает потенциал нашей мягкой силы. Однако очевидно и то, что наше гуманитарное присутствие в мире не соответствует нашим возможностям, и это мы все тоже признаем.

По большому счёту сейчас мы восстанавливаем позиции, которые мы в силу известных причин утеряли в 1990-е годы, и мы существенно уступаем серьёзным международным игрокам в этой сфере, таким как «Франкофония», институты Гёте, Сервантеса, Данте, Конфуция.

Необходимо взять всё лучшее, чем они занимаются, на вооружение, тем более что по исследованиям, которые проводились, в частности, бизнес-школой из «Сколково» на основе анализа периода с 2005 по 2010 год, Россия находится лишь на 10-м месте вот по этому индексу мягкой силы.

Что касается нашей военной силы, мы с вами понимаем, что мы не на 10-м месте, и это серьёзная диспропорция, а в первой тройке – Соединённые Штаты Америки, Франция и Германия.

Теперь остановлюсь на задачах, которые, на мой взгляд, предстоит решать. Опорные точки гуманитарного присутствия России, если хотите, наши главные культурные миссии за рубежом, – это Российский центр науки и культуры. Как мне докладывают, до 2015 года планируется открыть ещё 35 новых представительств.

Конечно, мы должны расширять сеть центров, но за формальной статистикой гнаться бессмысленно, тем более что финансовые ресурсы небезграничны. Надо прежде всего думать о содержании работы, о её новых формах – делать центры современными, многофункциональными и полезными для разных социальных, возрастных групп, для всех, кто интересуется Россией.

Критериями же эффективности должны быть более конкретные, практичные показатели, такие как количество людей, которые изучают русский язык, которые вовлечены в культурные обмены, число тематических курсов, качество информационных ресурсов, интернет-сайтов.

Второе. Следует уделять особое внимание деятельности наших центров, ключевых для российских интересов в странах Содружества независимых государств, содействовать интеграционным процессам на пространстве СНГ. Важным инструментом здесь станет Межгосударственная целевая программа инновационного сотрудничества государств–участников СНГ на период до 2020 года. Её координатором, кстати, назначено Россотрудничество.

Ещё один приоритет внешнеполитического курса – создание модернизационных альянсов с международными партнёрами. Гуманитарные ориентиры должны этому соответствовать и способствовать вовлечению передовых технологий и высококвалифицированных специалистов, расширению нашего присутствия на глобальных рынках.

При этом мы обязаны учитывать и геополитические тенденции возникновения новых центров экономической активности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и евразийскую интеграцию.

Третье, и это важнейшая часть нашей работы, – работа с соотечественниками за рубежом, с глобальным русским миром. Здесь речь идёт о целом комплексе задач по всесторонней защите их прав и интересов, о информационном обеспечении и укреплении позиций русского языка.

Многие соотечественники, большинство из них, искренне и глубоко любят свою историческую родину, хотят поддерживать с ней связь, готовы в меру сил помогать России. Такой настрой должен находить отклик и поддержку и с нашей стороны.

Я знаю, что Россотрудничество уделяет большое внимание распространению русского языка. Число курсов русского языка растёт, и число слушателей растёт, но их по-прежнему не так много, как нам бы хотелось.

Недостаточно обеспечивать предложение – нужно способствовать увеличению спроса, занимать более наступательную позицию, ну и, конечно, действовать так, как мы должны в этой ситуации действовать, понимая, что интерес к русскому языку в мире по-прежнему очень высок. Для миллионов людей он остаётся средством приобщения к достижениям культуры и науки, а для многих и средством межнационального общения.

Четвёртое. Мы должны быть конкурентоспособны на рынке образовательных услуг, стремиться к тому, чтобы не менее пяти российских университетов к 2020 году вошли в первую сотню ведущих мировых университетов (такая цель поставлена), а обучение в нашей стране становилось более привлекательным.

В этой сфере немало делается, прежде всего для наших ближайших соседей – партнёров по СНГ. Сегодня в российских вузах учится около 80 тыс. студентов-очников из стран Содружества и Балтии. Свыше 19 тыс. из них получает образование за счёт средств федерального бюджета, ещё 25 тыс. студентов обучается в 35 филиалах российских вузов, которые действуют за рубежом, главном образом, конечно, в СНГ. Однако пока международные рейтинги не в нашу пользу.

Думаю, российские вузы в силу разных причин, и объективных тоже, просто, так сказать, не могут подавать себя с максимальной выгодой. Задача Россотрудничества – помочь им в привлечении иностранных студентов и аспирантов, в продвижении на мировые рынки образовательных услуг по тем специальностям, где российское образование имеет заслуженное международное признание.

Кстати, этому могут помочь и новые реалии – например, открытие новых крупных университетских центров, таких как центр на острове Русский.

Выпускники российских вузов на всю жизнь сохраняют связь с нашей страной, стремятся быть проводниками нашей культуры, нашего языка. Многие из них сегодня составляют политическую, интеллектуальную элиту своих стран и заинтересованы в укреплении отношений с Россией.

Я знаю, что при активном участии Россотрудничества в ноябре текущего года в Москве пройдет Третий Всемирный форум иностранных выпускников российских и советских вузов.

Пятое, что хотел бы сказать. В условиях глобальной конкуренции за умы одним из важнейших факторов является способность государства привлекать высококвалифицированных специалистов, учёных и талантливую молодежь. Посмотрите на пример Кремниевой долины, кто там работает.

Россия по числу мигрантов уступает только Соединённым Штатам Америки, однако мы привыкли считать миграцию прежде всего только нашей внутренней проблемой, острой проблемой.

Понятно, что это связано и с качеством миграции: к нам едут прежде всего малоквалифицированные работники, хотя и они, конечно, нам нужны.

К ним едут другие люди, но мы должны постараться развернуть этот тренд в нашу пользу и сделать приезд в нашу страну для людей привлекательным. Конечно, это масштабная задача, это задача всего государства, всей нашей системы. В любом случае мы должны грамотно и эффективно стараться управлять миграцией.

Недавно, в августе, на заседании Правительства обсуждался план мероприятий по реализации концепции государственной миграционной политики. Будут внесены изменения в законодательство о трудовой миграции, о порядке въезда, пребывания и проживания на территории России, созданы дополнительные преференции для учёных, преподавателей, предпринимателей, специалистов, которые востребованы на рынке профессий, на рынке труда профессий.

Вводится и обязательный экзамен для отдельных категорий иностранцев по русскому языку, истории России и основам российского законодательства.

Конечно, многие вопросы можно решить ещё до пересечения границы – например, получить информацию, пройти профессиональную переподготовку, хотя бы на самом начальном уровне выучить язык. Чем больше будет сделано на местах, тем, конечно, меньше будет проблем с мигрантами.

И здесь мы рассчитываем на Россотрудничество и на его зарубежные центры, особенно работающие в странах СНГ. Агентство должно совместно, конечно, с другими ведомствами и администрациями наших регионов внести свой вклад в реализацию государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников.

Решение о переселении – серьёзный шаг для каждого человека, принятие которого во многом зависит от качества, полноты и своевременности информации, прежде всего получаемой от наших загранпредставительств.

Шестое. Ещё одна тема, на которую я предлагаю подумать, – это внешний имидж России. Нужно оценить, в чём у нас проблемы. В общем, говорим мы об этом много, тем не менее проблемы остаются.

Имидж страны имеет вполне прикладное, если хотите – даже стоимостное, значение. Немало примеров, когда проекты с российским участием, даже такой знаковый проект, как «Северный поток», например, тормозились только потому, что их настороженно воспринимала общественность тех или иных государств.

По оценкам экспертов, Россия относится к странам с высоким инвестиционным потенциалом, который мы, к сожалению, пока опять же не можем реализовать как следует. Приток иностранных инвестиций этому потенциалу не соответствует, и причины недоинвестирования связаны и с имиджевыми, и с репутационными потерями, которые мы несём. И эти проблемы не нужно упрощать: они существуют, и надо признаться, что часть проблем коренится в нас самих.

Надо эффективнее использовать площадки Россотрудничества для презентации страны, презентации российских регионов, подключать и общественную дипломатию, в том числе возрождать зарекомендовавшие себя общества дружбы с зарубежными странами, развивать гуманитарные аспекты приграничного сотрудничества и, конечно, искать новые формы продвижения национальной культуры молодых талантов и современного российского искусства. Это, конечно, будет работать на позитивное восприятие нашей страны.

Очень перспективными с точки зрения формирования интереса к России являются краткосрочные ознакомительные поездки в нашу страну молодёжи из числа интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты зарубежных стран.

Акцент должен быть сделан на страны Россотрудничества, где сейчас в активную жизнь вступает поколение, выросшее после распада Союза ССР, которое не имеет опыта жизни в рамках одного государства и которое, естественно, испытывает мощное влияние со стороны различных сил – как западного мира, так и исламского мира.

Это то поколение, которое плохо знает русский язык или не знает его вообще, и поэтому известная максима о том, что путешествия избавляют от предрассудков, в данном случае работает на все 100% .

Несколько слов – об участии России в содействии международному развитию. Считаю, что граждане тех стран, которые получают от нас средства, должны лучше знать, откуда пришла помощь. Мы часто стесняемся об этом говорить, тогда как некоторые наши международные партнёры, естественно, трубят об этом на каждом полустанке. Важно в ближайшее время определиться, как будет построена работа по этому направлению.

Одна из проблем здесь, кстати, и то, что эта помощь у нас обезличена, направляется через многосторонние механизмы, то есть она размазывается, и для многосторонних механизмов, наверное, это неплохо, а для позиционирования России это выглядит не здо́рово.

Уважаемые коллеги! Все мы хотим видеть в Россотрудничестве сильный, эффективный, но в то же время гибкий инструмент нашей внешней политики – политики консолидации работы с соотечественниками, обеспечения российских интересов гуманитарными средствами.

Эта работа требует особой координации и объединения единым внутренним замыслом. Кроме того, всё, что я назвал, зависит от двух немаловажных вещей – от ресурсов, то есть от денег, которых никогда не бывает много, и от кадрового потенциала, от тех кадров, которые трудятся. А я знаю, что Россотрудничество на эту тему свои предложения подготовило.

Это часть проекта соответствующей концепции, которая охватывает также и Министерство иностранных дел, и Минэкономразвития. Правительство будет рассматривать этот документ в октябре. Спасибо всем за внимание.

Сергей Лавров: Уважаемые коллеги! Дмитрий Анатольевич только что действительно обозначил все направления, на которых мы должны действовать. Россотрудничество должно действовать более эффективно, вносить свой вклад в создание максимально благоприятных внешних условий для развития нашего государства, нашей страны.

И это является ключевым приоритетом, сверхзадачей всей нашей внешней политики в условиях, когда формируется полицентричное мироустройство.

Процесс этот идёт очень непросто, не буду на этом останавливаться: подробный анализ был дан в выступлении Президента на совещании послов и представителей в МИДе 9 июля. И то, что мы сегодня рассматриваем в качестве наших прикладных задач, вытекает из указа Президента от 7 мая «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».

И Президент, и руководитель Правительства неоднократно подчёркивали приоритет в этой работе – пространство Содружества независимых государств, об этом Дмитрий Анатольевич подробно сказал. И я убеждён, что Россотрудничество призвано сыграть в этой работе важную роль.

В дополнение к тем инновационным проектам, которые в рамках соответствующей межгосударственной программы будут осуществляться (заказчиком этой программы является Россотрудничество), мы продвигаем идею о том, чтобы Россотрудничество получило также полномочия в сфере содействия международному развитию.

Соответствующая концепция Правительством была достаточно давно одобрена. Сейчас мы уже ведём речь (и не первый год, кстати сказать) о создании соответствующего механизма по реализации этой концепции, чтобы та значительная помощь (и безвозмездная, и льготная), которую мы в соответствии с международными стандартами предоставляем различным странам, прежде всего государствам СНГ, чтобы эта помощь выпукло была показана мировому общественному мнению и чтобы мы её использовали более эффективно в нашей внешнеполитической работе.

Так что соответствующее предложение мы в Правительство представили и рассчитываем, что вот эти функции содействия международному развитию будут переданы Россотрудничеству не только для стран СНГ, которыми оно уже наделено, но чтобы, во-первых, эти функции были подкреплены реальными ресурсами и, во-вторых, чтобы и другие регионы, являющиеся объектом приложения наших усилий по оказанию помощи, также были скоординированы в одном центре.

Безусловно, гуманитарное сотрудничество в пространстве СНГ является той сферой, где агентство действует эффективно и должно действовать гораздо более активно и наступательно, инициативно. Упомяну деятельность Россотрудничества на таком направлении, как побуждение наших партнёров по СНГ к более активному участию в Межгосударственном фонде гуманитарного сотрудничества и совете по гуманитарному сотрудничеству государств–участников СНГ. Пока не все, к сожалению, проявляют достаточную активность в этой области.

Дмитрий Анатольевич сказал о такой важной сфере, как продвижение российского образования, экспорта образовательных услуг. Я бы предложил подумать над тем, чтобы передать Россотрудничеству функции единственной государственной структуры, которая осуществляет отбор иностранных студентов для обучения в российских вузах.

Естественно, отбор этот осуществляется в порядке рекомендаций для соответствующих ведомств, прежде всего Министерства образования и науки. Но, имея разветвлённую сеть представительств за рубежом, Россотрудничеству, его представителям вполне с руки заниматься таким подбором и рекомендовать перспективных грамотных студентов для обучения в Российской Федерации. Мы предоставляем государственные стипендии для иностранцев в количестве 10 тыс. штук ежегодно.

Я бы предложил, особенно с учётом того, о чём говорили и Президент, и Председатель Правительства, удвоить эту цифру и рассмотреть возможность предоставления до 20 тыс. стипендий ежегодно, особо выделив квоты для соотечественников, абитуриентов из дружественных стран, прежде всего стран СНГ.О русском языке тоже сегодня уже говорилось.

Я считаю, что мы должны активно поддерживать Россотрудничество, которое вместе с Министерством образования и науки утверждено государственным заказчиком федеральной целевой программы «Русский мир» на 2011–2015 годы. И сейчас в соответствии с поручением Президента разработан проект государственной концепции поддержки Российской Федерацией русского языка за рубежом.

Согласование этого проекта находится на завершающей стадии, и эта концепция должна найти отражение в соответствующем разделе государственной программы Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность». Мы поддерживаем инициативы Россотрудничества на направлении и поддержки русского языка. Хороший пример – проведение второй год подряд за рубежом во многих странах Дня Пушкина. Отмечу и значительный вклад, который Россотрудничество вносит в проведение перекрёстных годов культуры с зарубежными странами.

Мы рассчитываем, что будет активно продолжена и работа по сохранению российского духовного и мемориального наследия за рубежом. С 2010 года Россотрудничество во взаимодействии с роспосольствами, МИДом, Министерством культуры, Росархивом, с Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом осуществляет очень важную деятельность по поддержанию в надлежащем состоянии находящихся за рубежом мест погребения, которые имеют для нашей страны историко-мемориальное значение. Трудно переоценить и моральный, и политический вес усилий, затраченный на реализацию совсем недавно очень крупного проекта «Русский некрополь» на новом кладбище в Белграде.

Безусловно, нам предстоит ещё много сделать, и об этом Дмитрий Анатольевич подробно говорил, для того, чтобы более эффективно задействовать весь комплекс факторов мягкой силы. И Россотрудничество в силу своего мандата, своей компетенции является уникальным каналом для осуществления этой важнейшей миссии.

Очень весомый ресурс, который есть в нашем распоряжении, – это сеть представительств за рубежом, прежде всего российских центров науки и культуры. Они работают в тесном контакте с обществами дружбы, объединениями наших соотечественников. Защита законных прав соотечественников, безусловно, остаётся в фокусе внимания и самого Министерства иностранных дел, и Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.

Но уверен, что решением ряда вопросов, которые связаны с обеспечением культурных и гуманитарных нужд соотечественников, с руки заниматься как раз именно Россотрудничеству, разумеется в координации с посольствами.

О расширении сети российских центров науки и культуры – я поддерживаю эту задачу, безусловно, исходя из необходимости не гнаться за количеством, а обеспечивать качество во всех смыслах: не только качество программной деятельности (а на неё выделяется по-прежнему очень мало средств, и мы этим будем озабочены), но и качество – в смысле состояние самих центров науки и культуры. Сейчас, по нашим данным, в капитальном ремонте нуждается до 80% того фонда, которым располагает Россотрудничество за рубежом.

И, конечно же, надо модернизировать эти центры, оборудовать их соответствующим образом современной техникой – в соответствии с теми очень важными, широкими задачами, которые сейчас возлагаются на центры и которые обеспечивают возможность коммуникации с широкими общественными средами стран пребывания. В конце концов, состояние самих зданий – это и лицо нашего государства, и престиж России.

Они должны по-настоящему становиться центрами притяжения и соотечественников, и наших друзей, и тех, кто просто интересуется Россией, и должны становиться центрами влияния Российской Федерации на общественное мнение, как раз используя те самые факторы и инструменты «мягкой силы».

17 октября на заседании коллегии Министерства иностранных дел мы будем рассматривать все аспекты деятельности Россотрудничества: и вопросы организационного обеспечения, и сущностные вопросы этой работы.

И, безусловно, сейчас Дмитрий Анатольевич сказал, мы за это благодарны – за то, что Правительство готово рассмотреть, надеюсь положительно, те предложения, которые по поручению Президента готовятся по укреплению ресурсного и кадрового потенциала системы МИДа, Минэкономразвития и Россотрудничества.

Так что, надеюсь, в этой концепции найдёт отражение и весь комплекс тех задач, которые сегодня были поставлены Председателем Правительства, и которые, я знаю, вы будете обсуждать в ходе своего совещания.

Игорь Моржаретто, Москва

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности