Как Гульнара Каримова собирала дань с сотовых компаний? Уголовное дело против старшей дочери покойного президента раскрывает механизм коррупции.
7 марта 2019 года Федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка возбудила его против Гульнары Каримовой и Бекзода Ахмедова, бывшего гендиректора Уздунробиты. Именно через него «принцесса» и выбивала бешеные деньги на свои «проекты» и красивую жизнь.
Обвинение занимает несколько томов. Чтобы не утомлять читателя, выберем только те куски, в которых говорится о Билайне (другие взяткодатели уже покинули Узбекистан).
Дело называется Соединенные Штаты Америки против Гульнары Каримовой и Бекзода Ахмедова, ответчиков.
По данным уголовного отдела Минюста США, деньги перекачивались через несколько подставных фирм, зарегистрированных на ближайшее окружение Гульнары Каримовой – самого Ахмедова, Рустама Мадумарава и Гаяне Авакян, которой в 2004 году было 20 лет. Именно через нее и «работал» Вымпелком (Билайн).
Мудумаров и Авакян. Оба в настоящее время отбывают наказание за махинации с валютой и отмывание денег
В деле говорится, что с 2002 года по январь 2014-го «руководитель Вымпелкома 1» и лицо, известное Большому жюри, работали в различных организациях, связанных с Вымпелкомом.
С 2005-го по 2012 год Ахмедов сговаривался с другими, чтобы заплатить Каримовой взятки в размере более 114 миллионов долларов США в обмен на то, что Каримова использует свое влияние на УзАСИ, чтобы позволить Вымпелкому и Юнител работать на телекоммуникационном рынке Узбекистана.
Ахмедов и другие лица требовали выплаты взятки Каримовой со стороны некоторых менеджеров Вымпелкома и Юнител, и содействовали тому, чтобы Вымпелком и Юнител продолжали получать необходимые разрешения УзАСИ для ведения телекоммуникационного бизнеса в Узбекистане.
В 2005 году Вымпелком рассматривал возможность приобретения двух компаний: Юнител, второго по величине оператора [мобильной связи] в Узбекистане с приблизительно 300.000 абонентов; и Бузтел, который был намного меньшим оператором с приблизительно 2500 подписчиками. Руководство Вымпелкома знало, что Каримова владеет косвенной долей в Бузтел и что приобретенная Бузтел обеспечит поддержку Каримовой. На покупки было потрачено 260 миллионов долларов.
Каримова через Ахмедова затребовала взятки от Вымпелкома в обмен на свою поддержку выхода Вымпелкома на узбекский рынок. Стремясь скрыть схему взяточничества, Каримова и Ахмедов использовали подставную компанию «C» в качестве получателя взятки Вымпелкома для Каримовой. Хотя Каримова вынудила «сообщника C» держать акции «в доверительном управлении» для Каримовой и выдать «безотзывную» доверенности Каримовой для подставной компании C».
Ахмедов договорился с Вымпелкомом о вступлении в партнерские отношения с подставной компанией «C», Она получила опосредованную долю участия в Юнител в размере примерно 7% за 20 миллионов долларов, а в 2009 году подставная компания «C» получила возможность продать свои акции обратно [компании] Юнител за 57,5–60 миллионов долларов за гарантированную чистую прибыль в размере не менее 37,5 миллионов долларов.
Руководители Вымпелкома обосновали опционное соглашение, которое не принесло законной финансовой выгоды для Вымпелкома и [принесло] значительную финансовую выгоду для Каримовой, объяснив в материалах заседания совета директоров, что их «партнер», то есть Каримова, будет помогать с пересмотром лицензионного соглашения на основные лицензии и «передачу частот», признавая при этом, что прямая передача частот между юридическими лицами, как правило, не допускается в соответствии с узбекским законодательством.
28 марта 2009 года правление Вымпелкома единогласно утвердило соглашение о партнерстве с подставной компанией «C». Примерно в июне 2012 года подставная компания «C» перечислила 20 миллионов долларов со своего латвийского банковского счета на банковский счет Вымпелкома. Примерно в сентябре 2009 года подставная компания «C» воспользовалась своим гарантированным правом выкупа акций дочерней компании Вымпелкома – подставной компании «С», и Вымпелком перевел 57,5 миллионов долларов со своего банковского счета на банковский счет подставной компании «C» в Гонконге. Оба перевода были произведены через корреспондентские банковские счета в финансовых учреждениях в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк).
В 2007 году или около того Ахмедов договорился с некоторыми членами руководства Вымпелкома, чтобы заплатить Каримовой через подставную компанию «С» дополнительную взятку в размере 25 миллионов долларов за получение частот 3G от УзАСИ для компании Юнител в Узбекистане. Ахмедов провел переговоры с определенным руководством Вымпелкома, чтобы договориться о передаче лицензий 3G по фиктивному контракту с подставной компанией «C», чтобы скрыть коррупционный платеж Каримовой. В обмен на взятку в размере 25 миллионов долларов Вымпелком и Юнител в течение нескольких дней получили измененную лицензию, которая позволила Юнител использовать частоты 3G.
Ахмедов служил посредником между Вымпелкомом и руководством Юнител, а также государственными регуляторами, в том числе высокопоставленным чиновником в УзАСИ, который помог заключить сделку.
В некоторых случаях Ахмедов получал деньги наличными, например, в холле отеля в Ташкенте.
7 ноября 2007 года дочерняя компания Вымпелком перевела 10 миллионов долларов со своего банковского счета в Голландии на банковский счет в латвийском банке, принадлежащий подставной компании «C».
9 ноября 2007 года дочернее предприятие Вымпелкома перевело оставшиеся 15 миллионов долларов со своего банковского счета в Голландии на латвийский банковский счет подставной компании «C», выплатив взятку Вымпелкома Каримовой. Коррупционные платежи дочерней компании Вымпелкома на банковский счет подставной компании «C» в Риге (Латвия) были произведены посредством операций с корреспондентскими счетами в финансовых учреждениях в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк).
В 2008 году или около того Ахмедов договорился с некоторыми руководителями Вымпелкома заплатить Каримовой дополнительную взятку в размере 2 миллионов долларов13 февраля 2008 года один из руководителей Вымпелкома отправил электронное письмо руководству своей компании, чтобы объяснить, что «Партнер [т.е. Каримова], ссылаясь на предыдущие устные соглашения, возвращается к вопросу [о 2 миллионах долларов] и просит нас признать обязательства и произвести платежи». Некоторые руководители Вымпелкома проконсультировались с Ахмедовым с целью создания поддельных документов, которые содержали бы предполагаемые услуги, которые подставная компания «C» могла бы выполнять в рамках соглашения о консалтинге. Дополнительные аспекты консалтингового соглашения продемонстрировали его фиктивную природу.
Например, по запросу Ахмедова Вымпелком, а не подставная компания «C», выставил счет-фактуру подставной компании «C» за работу, которую подставная компания «C» якобы выполнила, и Вымпелком, а не подставная компания «C», разработал акт приема-передачи подставной компании «C».
Кроме того, оба документа были датированы 18 июля 2008 года, а окончательная версия соглашения о консалтинге между Вымпелкомом и подставной компанией «С» была датирована 30 июня 2008 года. Таким образом, было бы ошибочным предположить, что подставная компания «C» всего за 18 дней выполнила предполагаемую консультационную работу для Вымпелкома на сумму 2 миллиона долларов.
Фактически подставная компания «C» не сделала законной работы, чтобы оправдать выплату взятки в 2 миллиона долларов.
Примерно 8 августа Вымпелком перечислил 2 миллиона долларов со своего банковского счета на банковский счет подставной компании «C» в Риге (Латвия), который был осуществлен посредством операций с корреспондентскими банковскими счетами в финансовых учреждениях в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк).
В 2011 году или около того Вымпелком заплатил дополнительные 10 миллионов долларов взятки через Ахмедова Каримовой с помощью посреднических компаний
В 2011 году или около того, Ахмедов договорился с «руководителем Вымпелкома 1», «руководителем Вымпелкома 2» и другими [лицами] о том, чтобы направить Каримовой дополнительную взятку в размере 30 миллионов долларов через подставную компанию «C». Хотя формальная цель этого платежа заключалась в приобретении частот мобильной связи 4G для Юнител, истинная цель платежа состояла в том, чтобы позволить Юнител продолжать работать на телекоммуникационном рынке Узбекистана без каких-либо препятствий со стороны Каримовой. Ахмедов, «руководитель Вымпелкома 1», «руководитель Вымпелкома 2» и другие смоделировали соглашение 4G 2011 года из соглашения 3G с Вымпелкомом в 2007 году, кроме того, что соглашение 4G 2011 года было предположительно предназначено для консультационных услуг, и полная оплата не зависела от получения частот 4G. В то время у Юнител не было необходимости в частотах 4G, потому что у Юнител не было возможности использовать частоты 4G в Узбекистане.
Подставная компания «C» никогда не предоставляла Юнител никаких законных консультационных услуг, чтобы оправдать выплаты в 30 миллионов долларов. На самом деле, консалтинговые отчеты и презентации подставной компании, подготовленные в соответствии с консалтинговым соглашением, не были нужны Вымпелкому или Юнител и были в основном плагиатом из записей Википедии, других источников в Интернете и внутренних документов Вымпелкома.
Михаил Фридман — совладелец Вымпелкома
В 2012 году или около того, Ахмедов договорился с «руководителем Вымпелкома» о внесении еще 10 миллионов долларов США в виде взятки Каримовой через подставную компанию C» посредством предполагаемых сделок с компаниями-посредниками.
В деле зафиксированы следующие платежи от «Билайна» из Голландии и России.
7 ноября 2007 г. -$10 миллионов
9 ноября 2007 г.- $15 миллионов
8 августа 2008 г.-$2 миллиона
23 сентября 2009 г.-$57,5 миллиона
21 сентября 2011 года — $ 20 миллионов
19 октября 2011 года — $10 миллионов
И все это через корреспондентские банковские счетами в финансовых учреждениях в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк).
В апреле и мае 2012 года Ахмедов и другие заставили посреднические компании перевести примерно 10,5 миллионов долларов посреднику на Кипре, что, в свою очередь, примерно в следующие дни отправили приблизительно 13 электронных платежей с банковского счета в Кипре на общую сумму около 10 миллионов долларов на банковский счет подставной компании «C» в Швейцарии через операции с корреспондентскими банковскими счетами в финансовых учреждениях в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк):
Из дела видно, что США прекрасно видели через банковские счета и электронную почту всю «бурную деятельность» Гульнары Каримовой и ее подельников. И только ждали удобного часа, чтобы обнародовать все эти данные.
Первая цель была свалить неугодного Ислама Каримова, вторая – получить по миллиарду долларов с каждой из сотовой компаний в виде штрафов за нарушение американского законодательства.
Теперь США намерены добиваться конфискации [этого и] любого другого имущества обвиняемых, вплоть до возмещения стоимости указанного конфискуемого имущества.
Под обвинением стоят подписи:
Джеффри С. Берман, прокурор США
Роберт А. Зинк, исполняющий обязанности начальника сектора по борьбе с мошенничеством, уголовный отдел Министерство юстиции США
По этим обвинениям принцессе светит в США минимум 30 лет, не меньше. А у нас дали итого 13 лет. Значит спасли?