Почему россияне не ходят по врачам, а предпочитают лечиться самостоятельно? Если состояние отечественного здравоохранения будет и дальше оставаться таким, какое оно есть сегодня, то наши сограждане и впредь будут обращаться за медицинской помощью только в самом крайнем случае.
Почему россияне не ходят по врачам, а предпочитают лечиться самостоятельно?Если состояние отечественного здравоохранения будет и дальше оставаться таким, какое оно есть сегодня, то наши сограждане и впредь будут обращаться за медицинской помощью только в самом крайнем случае. Когда совсем прижмет. Согласно проведенным социологическим опросам, именно так наши люди и поступают.
Мои американские коллеги очень удивляются: не понимают, что за лекарства «из домашней аптечки», которыми лечатся россияне? И почему, недоумевают они, так популярно самолечение?
Во всем мире существует довольно стройная система, позволяющая разграничивать виды медицинской помощи. На каждом этапе -она своя.
Помощь может быть домедицинской (Primary care), которой должны владеть все те, кто связан с массовыми скоплениями людей: спасатели, сотрудники органов внутренних дел, работающие «на земле», пожарные, военнослужащие, учителя школ, парамедики. Медицинская помощь может быть доврачебной (Primary medical care), которая оказывается фельдшерами, медсестрами, акушерками и другими средними медицинскими работниками. И, наконец, есть первичная медико-санитарная помощь (Primary Health care), которая всегда является врачебной и в дословном переводе означает первичную заботу о здоровье, а не просто прием заболевших врачом этого звена.
Во всем мире – это врачи общей практики, в России – они же, а также участковые терапевты, участковые педиатры и врачи скорой медицинской помощи. Согласно принятым мировым канонам, вся врачебная помощь делится на первичную медико-санитарную и специализированную. В свою очередь, специализированная медицинская помощь подразделяется на амбулаторную специализированную и стационарную, включая высокотехнологичную помощь.
Теперь вернемся в Россию.
Стыдно сказать, у нас в стране на 141,9 млн человек работают всего 9 300 подготовленных врачей общей практики. Все врачи сосредоточены в городах, на селе их всего 7.4%, хотя в там проживает 27% граждан России и плотность расселения значительно ниже, что и без того затрудняет оказание своевременной и квалифицированной медицинской помощи.
Отсутствие внятной политики на протяжении 10-15 лет привело к многочисленным перекосам в структуре медицинских кадров. В первичном звене здравоохранения не хватает как минимум 60 тысяч врачей, в то время как в стационарной помощи их существенный переизбыток – свыше 100 тысяч.
Минздравсоцразвития за годы модернизации отрасли не удалось укрепить первичное звено здравоохранения. Напротив, за последние годы число врачей терапевтического профиля уменьшилось на 20,4%, педиатрического – на 5,3%, врачей скорой медицинской помощи – на 8,8%. Это происходило при значительном росте числа врачей по узким специальностям.
Соотношение врачей и медсестер у нас 1 к 2.
Это означает, что во многих случаях врачи выполняют сестринские функции. При этом в Швеции, Англии, Нидерландах и в ряде других стран медицинские сестры составляют основу здравоохранения, особенно, если вести речь о первичном звене, вызове на дом, восстановительном лечении, реабилитации, патронажных функциях. Врачи и по престижу профессии, и по оплате труда котируются очень высоко, и потому труд врача там особенно ценится.
В Финляндии 80% пациентов предварительно поступают к медсестрам, а лишь затем – только в случае необходимости – к врачам. В скандинавских центрах здоровья ведущая роль принадлежит медсестрам. В США ходить по вызовам на дом в муниципальных медицинских учреждениях – обязанность медсестер. Они там нередко выполняют и административные функции, являясь заведующими отделениями или состоя в администрации больниц.
Особенно значима роль медсестер при работе с населением и организации школ здоровья и школ пациентов. Поэтому в современных условиях соотношение врачей и медсестер должно быть не меньше, чем 1 к 5-6.
К сожалению, за два десятка лет модернизации здравоохранения не удалось разработать маршруты движения пациентов. В результате больные с пневмонией, например, могут находиться где угодно – и в сельской участковой больнице, и в областной клинической.
Теперь поговорим о статистике, на основании которой делаются выводы, разрабатываются программы и стратегии, пишутся законопроекты. Вообще-то статистика – вещь особенная, и нужно четко понимать, какие проблемы скрываются за каждым показателем.
То, что фиксирует у нас статистика (это те данные, которыми пользуется руководство страны и отрасли), является, как говорят медики, заболеваемостью, выявляемой по результатам обращаемости. Этот показатель характеризует в большей степени возможности здравоохранения, нежели отражает уровень здоровья людей. Например, если в районе не будет окулиста, то и глазную заболеваемость некому будет выявлять, отражать в статистической отчетности. И она на бумаге неминуемо станет «снижаться». Можно сделать вывод, будто со зрением у жителей в отдельно взятом районе все обстоит прекрасно. На самом деле плохо с окулистом – его просто нет.
За медицинской помощью население стало обращаться реже. Все больше платных услуг, медицинская помощь делается все более недоступной. Поэтому статистические показатели заболеваемости по обращаемости не подходят – они никак не характеризуют здоровье населения. По данным компании MAR Consult, в крупных городах в 2010 году более 80% россиян не обращаются к врачам при каждом заболевании и занимаются самолечением из непонятной для западного обывателя «домашней аптечки».
Итак, причины – помощь становится малодоступной и не характеризуется достаточным уровнем качества. Из этого следует, что почти все выводы, основанные на официальной статистике заболеваемости, будут недостоверными, а принимаемые решения и меры – неэффективными.
Непонятно, почему вместо цивилизованной дополнительной медицинской помощи (ДМС) населению навязывается непосредственная платная медицинская помощь. В Нидерландах, Англии, Австрии и других странах не подразделяют виды помощи на платные и бесплатные (как бы гарантированные). Там делят людей на тех, кто может платить (при определенном доходе), и тех, кто не может (что особенно важно в условиях нашего чрезвычайного расслоения по доходам, когда с одной и той же меркой нельзя подходить к людям с разными возможностями). Если ввести такую систему, тогда за неработающее население (дети и пенсионеры) будет платить бюджет, за работающих с определенным доходом – фонд обязательного медицинского страхования (ОМС), а состоятельные люди будут получать медицинскую помощь по ДМС. Так справедливо.
Пока же нынешнее положение дел в здравоохранении пролонгируется, и в ближайшей перспективе большинство россиян будет предпочитать лечиться дома.