18+
23 Апреля 22:29
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Большому театру вернут облик конца XIX века

Долгая история с реконструкцией Большого театра России подходит к концу. Первоначально объявленный срок работ – один год и 7 месяцев – уже давно не вспоминают: строительные леса опоясывали театр шесть лет. Некоторые итоги реставрации продемонстрировали журналистам недавно.

Долгая история с реконструкцией Большого театра России подходит к концу. Первоначально объявленный срок работ – один год и 7 месяцев – уже давно не вспоминают: строительные леса опоясывали театр шесть лет.

Некоторые итоги реставрации продемонстрировали журналистам недавно. Экскурсию по зданию вёл официальный представитель генподрядчика, директор Департамента по связям с общественностью инвестиционной группы «Сумма Капитал» Михаил Сидоров.

Важность момента ощущал каждый, к тому же и взволнованный рассказчик добавлял пафоса, сыпал фактами инженерных достижений и «перелистывал» страницы истории Большого. Временами верилось, что реконструкция века – единственная в мире, образцовая по новаторству технологий и что только Большой переживал пожары, разрушения и портящие его ремонты.

При реконструкции главными задачами остаются две: сохранение первозданного облика и насыщение театра современными технологиями.

За годы перестроек и ремонтов театр изменился до неузнаваемости: нам неведом высокий ампир Осипа Бове, построившего Большой театр в 1825 году; после пожара 1853 года здание восстанавливал Альберт Кавос, потом делали своё дело многочисленные переделки века двадцатого.

Мы-то знаем театр купеческой роскоши и советской эклектики, на котором воспитаны, который любим и который мечтаем увидеть. За образец реставрационная комиссия выбрала театр Кавоса – в том виде, в каком он был представлен в момент коронации Николая Второго. Так что теперь Большой будет выглядеть так, как выглядел «под занавес» XIX века.

Зрительный зал остался прежним красно-золотым. Для украшения интерьеров выделили несколько килограммов сусального золота. Плюс несметное количество яиц, которым вопреки прогрессу надлежало по старинным рецептам протухать в течение 40 дней. Золотили своды зала семь сотен мастеров.

Белоснежных атлантов возродили из папье-маше (этот материал использовал Кавос, при ремонтах советских времён его заменили на гипс и цемент, теперь – опять по старинке – варили бумагу в котлах).

Ощущения новодела в общем и целом не возникает, хотя изменений немало: пол – паркетная доска – из арсенала новейших достижений, зато кресла вернули к образцам XIX века: они стали заметно шире, и, соответственно, их стало меньше, количество посадочных мест в зале – 1740 против 2100, как это было в советскую эпоху.

В партере предусмотрен специальный сектор для людей с ограниченными возможностями – часть кресел рассчитана на быстрый демонтаж для размещения инвалидных колясок. Особая гордость реставраторов – прославленная люстра, искрящаяся множеством хрустальных подвесок. Над люстрой пять лет корпела исследовательская мысль – оказалось, что половина из 15 тысяч хрустальных подвесок за прошлое столетие была заменена на стеклянные, пришлось не только изготавливать хрустальные, но и подбирать оттенки, ориентируясь на сохранившиеся образцы николаевских времён.

Чудом найденный истлевший фрагмент ткани послужил для изготовления на допотопных станках (в данном случае, к счастью, что сохранились ещё места, куда не добрались новые технологии) обивки, качество – почти ручное, производительность – несколько сантиментов за рабочую смену.

Плафон «Аполлон и музы» под куполом уже готов к встрече со зрителями, как и сцена. Она она стала глубже и теперь способна к быстрым трансформациям, оперный пол (у него свои отношения с акустикой) легко меняется на балетный, увеличенная оркестровая яма молниеносно перемещается в пространстве (стены передвигаются в разных направлениях, пол поднимается на разные уровни).

Показали журналистам Белое фойе, которое изменило цвет на нежно-бежевый, разрешили заглянуть в анфиладу залов: экспозиционного и хорового. В Бетховенском зале, которому вернули историческое название – Большой Императорский, велись отделочные работы, и он остался за семью печатями.

Но имя Бетховена теперь будет носить новый подземный зал, рассчитанный на три сотни зрителей. Вся внутренняя рабочая, скрытая от зрителей часть подверглась перепланировке и достройке.

Новый Бетховенский будет соседствовать со служебными помещениями, их много и они комфортабельны – теперь артисты не смогут пожаловаться на недостаток места. Театр углубился: внизу шесть подземных этажей. за счёт которых площадь увеличилась в два раза, с 40 до 80 тысяч квадратных метров.

Оказывается, что старый фундамент (новый сейчас поставлен на 7000 металлических свай) несколько лет вынимали вручную – он превратился в труху, и Большой каким-то неизъяснимым чудом не провалился.

Не знала я и того, что Кавос, к которому среди специалистов отношение неоднозначное, задумал и воплотил зал Большого театра как гигантскую скрипку (по форме), для изготовления которой использовал резонансную ель. Сегодня эти деревья – раритет, и путём кропотливого труда необходимое и немалое количество досок для облицовки стен зала было добыто.

Полёт звука пока проверил только Пласидо Доминго; в свободное от «Опералии» время он посетил Большой и, встав на авансцену, исполнил фрагмент из «Пиковой дамы». Остался доволен – и звучанием, и торжественностью момента.

На пресс-конференции генеральный директор Большого театра Геннадий Иксанов упомянул и о новейшем сценическом оборудовании, пояснив, что некоторые технологии не только повторяют последние достижения реконструкций других европейских театров, но даже опережают их. К их числу относится световое оборудование и самая большая в Европе гидравлическая машина.

Гендиректор назвал дату открытия исторической сцены – 28 октября. В этот вечер дадут гала-концерт. Причем, приглашением на него будет заниматься Администрация Президента.

Попасть на гала будет нереально! Не на Театральной площади установят большие экраны, и трансляция в режиме реального времени будет доступна, также гала открытия покажут в кинотеатрах всего мира.

Первая оперная премьера состоится 2 ноября – над «Русланом и Людмилой» Глинки работают Дмитрий Черняков и Владимир Юровский.

18 ноября Большой театр покажет премьеру балета «Спящая красавица» Чайковского в редакции Юрия Григоровича со сказочными декорациями Эццио Фриджерио.

 

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности