В Белом зале мэрии Москвы состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Международного Пушкинского конкурса для учителей стран ближнего зарубежья. В этом году конкурс прошёл уже в одиннадцатый раз. Он организован столичной мэрией совместно с «Российской газетой».
В Белом зале мэрии Москвы состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Международного Пушкинского конкурса для учителей стран ближнего зарубежья. В этом году конкурс прошёл уже в одиннадцатый раз. Он организован столичной мэрией совместно с «Российской газетой» при поддержке МИДа России и фонда «Русский мир».
Премия учреждена в 2000 году, чтобы поддержать наиболее энергичных и неравнодушных преподавателей-русистов на постсоветском пространстве. Однако с этого года конкурс расширился и за пределы ближнего зарубежья: среди номинантов были представители Болгарии и Италии, в будущем планируется привлечь к участию преподавателей и из других стран, в первую очередь, Германии и Израиля.
Почти 200 учителей приняли участие в конкурсе, и 6 июня, в день рождения Пушкина, жюри по традиции огласило имена лауреатов. 50 победителей были приглашены в столицу и награждены денежной премией. Но для многих, по их собственному признанию, прекрасным подарком стала сама поездка в Москву.
Для участия в конкурсе нужно немногое – быть учителем русского языка и литературы и написать творческое эссе. Темы выбираются проблемные. В прошлые годы авторы должны были порассуждать, зачем нужно учить русский ученикам в их стране, нужен ли русский язык компьютерному поколению и т.д. В этом году учителям было предложено ответить на вопрос: «20 лет без Союза. Нужно ли учить дружбе народов?».
Отвечал кто как умел, в силу своего понимания проблемы, специфики своей страны.
Один из лауреатов, молодой рижский преподаватель, в эссе «Классный лимон» поделился историей из собственного опыта. Учитель предложил своим ученикам из младшего класса вырастить лимонное дерево и добиться, чтобы оно принесло плоды. Наградой должна была стать дальняя экскурсия. Поначалу дети прилежно поливали деревце, однако плодов всё не было, тогда кто-то принёс в класс искусственный лимон и прикрепил его к дереву, надеясь, что небольшой обман приблизит обещанную награду. Эта история, считает автор, хорошо иллюстрирует отношение и многих взрослых к проблеме толерантности, национальной терпимости. Они тоже хотят поскорее продемонстрировать какой-то плод, не важно какой, и выдать его за настоящий, вместо того, чтобы упорно трудиться. Научить дружбе на одном уроке, в течение школьного курса, конечно, нельзя, тем не менее стремиться к этому всё-таки нужно.
Во многих эссе прозвучала мысль о том, что дружбе научить невозможно, тем более не получится дружить «оптом», по указке, точнее, по указу или закону. Сходство идей смущать не должно – у учителей русского языка, пусть живущих в разных странах, взгляды похожи, а может быть, и идут «в русисты» люди определённого склада.
«Все учителя русского языка друг на друга похожи», – заметила на церемонии известный филолог, автор книги «Говорим по-русски» Марина Королёва.
Дружба – вещь тонкая, даже интимная, она живёт только при личном общении, в небольших компаниях. И вот тут роль русского языка как языка межнационального общения огромна. Без общего языка нет и близости, нет дружбы.
«От дружбы ещё никто не умирал», – процитировала одного из лауреатов председатель оргкомитета конкурса, заместитель главного редактора «Российской газеты» Ядвига Юферова, открывая встречу.
Лейтмотивом встречи стал всё же вопрос о статусе русского языка. Заместитель московского мэра Людмила Швецова напомнила о том, что русский язык – родной или понятен для 350 миллионов человек.
Хотя невозможно не принимать во внимание политических реалий – на постсоветском пространстве теперь существует множество независимых государств со своими национальными государственными языками, тем не менее у многих граждан этих стран остаются и юридические, и сущностные, по определению Швецовой, права: право на науку, искусство, да и просто на общение – на русском языке.
Кстати, «в свои права» русский язык вступил в минувшие выходные и в столице – по инициативе мэрии в нынешний День города в Москве решили возродить традицию публичного чтения стихов.
А о том, кто стоял у истоков утверждения русского языка, рассказал на церемонии награждения лауреатов президент Института русского языка им. Пушкина Виталий Костомаров. Он напомнил, что именно Ломоносов (в год 300-летия учёного конкурс был посвящён и его имени) опубликовал первую российскую грамматику, тем самым введя разговорный русский язык в круг «цивилизованных языков».
Сейчас русский во многом восстанавливает потерянные в 90-е позиции, возвращаясь в круг востребованных языков. Об этом напомнил Вячеслав Никонов, исполнительный директор фонда «Русский мир», который является коспонсором конкурса. По его словам, «в 90-е русский язык был наказан».
Во многих странах его преподавание катастрофически сократилось – к примеру, в Болгарии (лауреаты из которой в этом году также приехали в Москву) в какой-то период он стал 14-м по количеству изучающих. Сейчас он в Болгарии второй (после английского).
Русский вновь изучают в самых разных странах – в школах Монголии и Польши, в той же Болгарии. Активно борется за права нашего языка и русская диаспора. Примечательный факт (также приведённый Вячеславом Никоновым): во время последних голосований в Нью-Йорке по настоянию членов русской общины бюллетени были отпечатаны и на русском языке.
В каких-то странах восстановление русского языка – процесс стихийный или, наоборот, поддерживается правительством. Но где-то власти этому по-прежнему препятствуют. Именно поэтому не в одном выступлении прозвучали слова о важности официального статуса для русского языка в тех странах, где есть значительное количество русскоговорящих.
Кстати, именно этой теме будет посвящена Всемирная конференция соотечественников, проживающих за рубежом, которая состоится в конце этого года в Москве. В конечном счёте, речь идёт о правах тех десятков миллионов соотечественников, которые живут за пределами России. Учителя-русисты – лишь небольшая их часть, но они имеют особую силу.
Пушкинский конкурс сегодня – это 550 лауреатов, тысячи участников. Казалось бы, немного для всего бывшего Союза. Но за каждым из них – сотни учеников, научившихся говорить и читать по-русски, знакомых с русской литературой – и это не так уж и мало.