18+
29 Марта 19:16
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Зона свободной торговли СНГ приказала долго жить

Идея формирования многосторонней зоны свободной торговли (ЗСТ) в СНГ появилась практически сразу после создания Содружества – бывшие советские республики стремились сохранить свободное движение товаров на пространстве бывшего СССР.

Идея формирования многосторонней зоны свободной торговли (ЗСТ) в СНГ появилась практически сразу после создания Содружества – бывшие советские республики стремились сохранить свободное движение товаров на пространстве бывшего СССР. Базовым документом по формированию ЗСТ СНГ стал подписанный 24 сентября 1993 года Договор о создании Экономического союза.

Создание ЗСТ рассматривалось в качестве первого этапа создания единого экономического пространства. Однако создание Экономического союза СНГ не состоялось из-за позиции Украины (Киев отказался даже обсуждать возможность передачи части экономического суверенитета наднациональному органу) и отказа России отменить вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты. Правда, многие принципы формирования Экономического союза были востребованы при создании ЕврАзЭс.

15 апреля 1994 года президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о ЗСТ. Соглашение о ЗСТ представляло собой многостороннюю договорно-правовую базу региональной торговли на преференциальных условиях.

По мысли разработчиков, в рамках ЗСТ СНГ государствами должна была осуществляться беспошлинная торговля, отменялись тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле. Однако многосторонний режим свободной торговли введен не был.

Страны СНГ, включая Россию, так и не приступили к согласованию общего перечня изъятий и ограничений из режима свободной торговли, который в соответствии с условиями этого международного договора должен был стать его составной частью. То есть ЗСТ в Содружестве была создана еще в 1994 году, но это соглашение во многом осталось на бумаге.

Параллельно с подготовкой соглашения об общей ЗСТ в СНГ Россия в 1992-1993 годах подписала соглашения о свободной торговле со всеми странами СНГ.

2 апреля 1999 года в Москве была предпринята еще одна попытка запустить реально действующую ЗСТ в Содружестве – был подписан Протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению о ЗСТ – рамочный документ, который должен был быть адаптирован к законодательству каждого государства. Протокол подписали президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины.

Согласно Протоколу, взамен действовавшего в СНГ двустороннего режима свободной торговли вводился многосторонний, отменялись все пошлины, а также налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров во взаимной торговле государств-участников. Однако и эта попытка не привела к успеху.

Наконец в ноябре 2008 года главы правительств СНГ утвердили Стратегию экономического развития Содружества до 2020 года. Среди основных задач данной Стратегии – «Завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО), формирование предпосылок для создания общего экономического пространства, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества».

Сейчас действует порядка 110 соглашений о взаимной торговле между различными странами СНГ, которые зачастую противоречат друг другу. Соглашение о создании ЗСТ без изъятий и ограничений планировалось подписать еще в 2010 году – в год председательства России в Содружестве.

Срок подписания был перенесен на май 2011 года и он назывался как окончательный. Но и на Совете глав правительств СНГ в Минске в мае 2011 соглашение о создание ЗСТ не было утверждено. Подписание этого документа, который считался, прежде всего, выгодным для Украины, заблокировали представители Узбекистана. К позиции Узбекистана присоединилась и Туркмения.

Однако ответственный секретарь комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев тогда заявил, что подписание соглашения о зоне свободной торговли СНГ отложено из-за вопросов по евроинтеграции Украины.

«Отложено подписание отраслевого соглашения о зоне свободной торговли, это связано с вопросами, возникшими на европейском направлении интеграции», – сказал он на II Экономическом форуме регионов Украины и Уральского федерального округа РФ. Он пояснил, что «мы не знаем, какие условия предлагаются Украине в рамках соглашения о зоне свободной торговли с ЕС». «Евросоюз для нас – серьезный партнер и конкурент, мы должны быть уверены, что евроинтеграция даст нам общий экономический эффект», – добавил Сергей Глазьев.

Украина последовательно лоббировала идею создания ЗСТ в СНГ начиная с 1994 года и, видимо, эту позицию Киев будет активно отстаивать на следующем Совете глав правительств Содружества в октябре.

Однако буквально в последние недели в позиции Киева в отношении ВТО наметились явные изменения (ранее Украина говорила о невозможности занять более гибкую позицию в отношении таможенных тарифов из-за ранее принятых обязательств в рамках Всемирной торговой организации).

Премьер-министр Николай Азаров ответил на депутатский запрос главы Украинского союза промышленников и предпринимателей, депутата ВРУ Анатолия Кинаха, в котором отмечается, что в правительстве планируют до конца года инициировать переговоры об изменении тарифных обязательств Украины, взятых при вступлении в ВТО.

Документ является ответом на обращение народного депутата о том, что Украине следует воспользоваться таким правом в соответствии со ст. XXVIII Генерального соглашения по тарифам и торговле ВТО. Согласно этой статье, члены организации имеют право инициировать переговоры о пересмотре таможенных ставок на очередной трехлетний срок, который наступит с 2012 года.

В своем ответе на запрос украинский премьер подчеркнул, что  процедура начала такого пересмотра не требует предварительных переговоров с другими членами ВТО. В своем запросе Кинах не уточнил, по каким именно товарным группам предлагается пересмотреть таможенные ставки. Основной посыл запроса – успеть начать переговоры.

«Если мы не подадим такую заявку до конца года, мы потеряем это право еще на три года, – заявил Кинах. – При этом параллельно необходимо начать консультации с производителями и экспертами, определив список товарных групп, по которым нам необходим пересмотр ввозных пошлин». По словам депутата, к таким группам можно отнести продукцию авто- и авиастроения, легкой промышленности, а также ряд продуктов питания. 

Весьма примечательно, что раньше Киев вообще не допускал возможность пересмотра действующих тарифов на доступ иностранной продукции на рынки Украины. Формально начало пересмотра тарифов Киевом в рамках ВТО создает некую возможность унификации ввозных пошлин, действующих на Украине, и ввозных пошлин, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза (ТС) ЕврАзЭс.

Вообще тема соотношения форматов ЗСТ СНГ и ТС ЕврАзЭС становится все более актуальной. ЗСТ предполагает беспошлинное движение товаров между странами СНГ, снятие всех тарифных и нетарифных ограничений. В то же время на территории ТС действует Таможенный кодекс, который носит во многом протекционистский характер по отношению к импорту товаров из третьих стран, имеются механизмы квотирования и проведения антидемпиноговых расследований (наиболее часть они проводятся в отношение украинской продукции).

После саммита СНГ в Душанбе стало ясно, что Москва в процессе экономической интеграции на постсоветском пространстве делает ставку именно на ТС.

Формально Россия может продолжать переговоры о создании ЗСТ в СНГ, но интерес к этому проекту со стороны Москвы явно потерян. Кроме того, при ожидании второй волны мирового кризиса страны / интеграционные группировки стараются закрыть свои рынки от импорта.

Вряд ли можно ожидать, что Москва откажется от весьма перспективного проекта создания ТС (который выступает как первая стадия создания Евразийского Союза) и сделает свой выбор на предстоящем в октябре 2011 года Совете глав правительств СНГ выбор в пользу создания крайне противоречивой в своих принципах и аморфной ЗСТ.

Видимо, другим странам Содружества придется выстраивать свои отношения с ТС по отдельным схемам или начать движение к присоединению к данному интеграционному объединению.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности