18+
20 Апреля 16:34
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Алмазбек Атамбаев: курс-на Таможенный союз

Премьер-министр Киргизии о совместных крупномасштабных проектах и усилении экономического партнёрства с Россией. Алмазбек Шаршенович, ваши предшественники неоднократно заявляли о начале реализации совместных с российскими партнерами глобальных проектов.

Премьер-министр Киргизии о совместных крупномасштабных проектах и усилении экономического партнёрства с Россией

– Алмазбек Шаршенович, ваши предшественники неоднократно заявляли о начале реализации совместных с российскими партнерами глобальных проектов, в том числе в нефтегазовой отрасли и в сфере гидроэнергетики. Однако ни один из них реально до сих пор так и не заработал, почему?

-То, что проекты «не двигались», это, в первую очередь, надо признать, вина киргизской стороны. К сожалению, имели место факты, когда прежние власти страны вели себя непорядочно. Просто-напросто, не выполняли свои обещания и достигнутые договоренности. Сейчас у нас готовятся реальные соглашения и формируются реальные планы по углубления экономического партнерства с российской стороной.

Скажу открыто и честно, естественно, что их реализация начнется только после завершения в нашей стране намеченных на 30 октября президентских выборов. Инвесторы, как известно, любят стабильность и тишину. И потому все будут ожидать завершения выборов. Тем не менее, работа по разработке перспективных направлений с Россией ведется постоянно.

– На что, кроме увеличения налогооблагаемой базы и создания дополнительных рабочих мест, еще рассчитывает Киргизия в случае реализации совместных с россиянами предприятий?

– Дополнительные рабочие места, это тоже очень важно. Планируем построить не одну, а несколько гидроэлектростанций и это уже десятки тысяч рабочих мест. Еще какие выгоды? Вот, возьмем нефтегазовую отрасль. Как нам рассказал один из бывших руководителей министерства нефти и газа времен СССР, на территории нашей республики имеется достаточно запасов этих видов углеводородного сырья.

 По прежним расчетам, мы могли добывать до 1 млн тонн нефти в год. Даже при таком раскладе есть возможность обеспечить и бензином, и соляркой весь юг республики. Опять же, как утверждает экс-министр СССР, запасов углеводородов на нашей территории в действительности может быть намного больше, нежели объемов уже разведанных месторождений. Поэтому, надеюсь, что мы сделаем намного больше запланированного объема. В таком случае, удастся обеспечить и энергетическую безопасность страны, а это очень большое дело.

– Помимо энергетики существуют ли иные векторы наращивания экономического партнерства с РФ?

– Даже не представляете, насколько их много. Сейчас с российскими инвесторами разрабатываем проект создания ряда швейных предприятий в республике. С нашей стороны имеются очень квалифицированные кадры, настоящие «золотые руки», думаю, что в будущем мы, вообще, можем стать своеобразной швейной фабрикой ЕврАзЭС. Еще одно очень перспективное направление – это туризм. Ведь до недавних пор жители российских Урала и Сибири массово предпочитали отдыхать на нашем курортном озере Иссык-Куль.

И таких возможностей совместной деятельности очень и очень много. Тут ничего не надо придумывать, достаточно вспомнить недавнее прошлое, когда мы были единой страной. Это и машиностроение, и сельское хозяйство, перспективы для совместной работы громадные. Киргизстан и Россия могут успешно работать, дополняя друг друга. Главное, что теперь для этого существует политическая воля обеих сторон.

– Весной нынешнего года возглавляемое вами правительство выступило с инициативой о присоединении республики к Таможенному союзу. И почти сразу же в стране появились как критики, так и сторонники этого решения. Какие плюсы и минусы ожидают Киргизию в случае присоединения к альянсу Белоруссии, Казахстана и России?

– Мы много раз просчитывали и плюсы, и минусы такого шага, как в политическом, так и в экономическом отношении. Хотим мы этого или нет, но объективная реальность такова, что у нас нет альтернативы вступления в Таможенный союз. В любом случае плюсов больше, если мы вступаем в ТС. И, однозначно, больше минусов, если мы этого не сделаем. Присоединение к данному объединению и Единому экономическому пространству отвечает национальным интересам Киргизстана. А решать: брать нас или нет – будет соответствующая комиссия Таможенного союза.

Мы официальное письмо передали, соответствующая работа с нашей стороны ведется. Главные договоренности с секретариатом союза у нас есть, вступая в него, мы остаемся членами Всемирной торговой организации. Думаю, это тоже принципиальный и очень важный момент для Киргизстана.

– Так уж вышло, что сотни тысяч киргизстанцев вынуждены временно проживать и зарабатывать на жизнь за пределами республики. Какие меры предпринимает ваше правительство, чтобы эти люди ощущали поддержку и защиту родного государства?

– В этом направлении уже пошли определенные сдвиги. К примеру, срок пребывания наших соотечественников без регистрации на территории России увеличен с 3 до 7 дней. Но кардинальное решение этого вопроса существует только одно – это вступление в Таможенный союз. Когда войдем в него, когда присоединимся к единому экономическому пространству, права наших граждан в России или Казахстане будут идентичны правам их местного населения.

За исключением возможности избирать и быть избранным. Решение о присоединении к этим организациям мы приняли и, даст Бог, в течение года-двух эта проблема будет полностью решена. Кроме того, сейчас разрабатываем программу создания новых рабочих мест. Надеемся, что после наступления стабильности и последующего доверия со стороны инвесторов, при помощи той же России здесь у нас будут созданы десятки или даже сотни тысяч рабочих мест. И сограждане, которые захотят вернуться на родину, смогут это сделать. В принципе, верные стратегические решения приняты, нужно только немножко времени для их реализации.

– Недавно Киргизия внесла свою долю в Евразийский банк развития /ЕАБР/. Может ли она теперь рассчитывать на получение столь необходимого для нее кредита от этого финансового органа?

– Мы все свои обязательства полностью выполнили, теперь дело за участниками этого банка. Во время недавнего визита в Бишкек глава администрации президента России Сергей Нарышкин сказал, что вопрос по данному кредиту практически решен. И что обещанные нам еще летом прошлого года финансовые средства будут в скором времени выделены. Кстати, вообще, все, что обещал в плане оказания Киргизстану помощи премьер-министр России Владимир Путин, все выполняется.

Все, до единого слова. Будь-то предоставление нам горюче-смазочных материалов на льготных условиях или элитных сортов семян для посевной кампании. Какие-то задержки, конечно же, происходят, но, в основном, из-за неповоротливости чиновников среднего звена.

– Вы сказали, что стабильность – это главное условие привлечения инвестиций. Но уже сейчас некоторые политики предрекают, что президентские выборы могут спровоцировать раскол страны на два лагеря – север и юг.

– Это не просто прогнозы, в этом направлении ведется определенная работа силами, которым нужен слабый Киргизстан – раздираемый различными противоречиями, а тем более региональными. К сожалению, у нас имеются политики, которые, сами того не понимая, идут на поводу у этих сил. Подобная работа и подобная игра с их стороны будет вестись. Но, думаю, их планы не сбудутся. Потому что с каждым месяцем и с каждым днем большинство простых людей начинают понимать, что республике нужны стабильность и единство. Все прекрасно осознают, что раскол страны по национальному или региональному признаку обернется большой бедой, прежде всего для простого народа.

Как бы не пытались некоторые политики и некоторые силы играть на этом поле, их надежды, полагаю, тщетны. Хотя, к сожалению должен признать, что такие игры ведутся. И ряд политиков сейчас делают ставку только на национальную или региональную карту, потому что другого они придумать не в состоянии.

– Несмотря на последствия перенесенных республикой потрясений, в том числе прошлогодней революции и последствий межнациональных столкновений на юге, правительству удается в срок и в полном объеме производить выплаты бюджетникам. За счет каких ресурсов?

– Скажу откровенно, в первую очередь, за счет борьбы с коррупцией. Благодаря этому мы смогли увеличить доходную часть бюджета больше чем на 30 проц. Примерно настолько же возросли таможенные и налоговые поступления. Деньги, которые раньше уходили через «черные схемы» в чужой карман, сейчас идут в бюджет. Если честно, мы и на следующий год планируем значительно увеличить доходную часть бюджета. Должен признаться, что за последние 20 лет коррупция в нашей стране добралась до всех звеньев государственной власти.

Это зло, с которым очень трудно бороться, но мы продолжим работу по ее искоренению. Думаю, что в следующем году эти усилия вновь дадут положительный эффект в виде дополнительных поступлений в государственную казну.

– В республике все чаще стал слышен голос воинственно настроенных националистов, их призывы зачастую доставляют дискомфорт представителям не титульной нации, которые в ответ «голосуют ногами» – уезжают. Существует ли у правительства рецепт противостояния шовинистам?

– Это явление возникло не вчера, не сегодня и не на пустом месте. Оно – печальные итоги прошедших 20 лет. Результат ошибочных решений прежних властей. Прекрасно понимаем, что национализм является огромной проблемой для любой многонациональной страны. Не только для нас, но и для многих других стран мира. Как мы неоднократно заявляли, сейчас проводятся конкретные мероприятия по борьбе с этим злом и уже начинаем менять ситуацию. Во время последнего парада в честь Дня независимости атмосфера всего торжества была пропитана чувством интернационализма. Люди говорили, что праздник был похож на парад советских времен.

Таким образом, мы возрождаем в народе ощущение внутреннего национального согласия. Кстати, во время прошедшего празднования в Бишкеке были открыты памятники нашему национальному герою Манасу и всемирно известному писателю Чингизу Айтматову. Потому что оба они являются символами интернационализма.

С этого пути мы уже не свернем, это наше главное направление. История доказывает, что наш народ изначально был создан на основе объединения различных этносов и в этом наша сила.К тому же, сегодня мы не просто какие-то слова и речи произносим на эту тему, а разрабатываем определенные программы. Например, по тому же двуязычию.

Совместно с администрацией президента и правительством России на государственном уровне ведется работа по поддержке учителей русского языка в нашей республике.

Готовится проект подготовки в наших профессиональных учебных заведениях специалистов, желающих в дальнейшем работать в России. Перед министерством образования поставлена задача , чтобы даже в самых отдаленных населенных пунктах дети наряду с киргизским языком изучали русский. Все понимают, что это необходимо и экономически обосновано.

Намерения непременно будут реализованы. До сих пор сделать это было достаточно сложно из-за проблем с наличием учителей русского языка. Сейчас же, после очередного повышения заработной платы педагогам, в том числе молодым в 2-3 раза, вопрос их нехватки будет решен. И мы добьемся, чтобы в самом отдаленном аиле школьники изучали русский язык.

Это программа правительства, государственная программа. Убежден, что через некоторое время сможем восстановить прежние добрые отношения между проживающими в Кыргызстане народами. Отношения станут такими, какими они были во времена Советского Союза, искренними и дружелюбными.

Помните такую замечательную фразу – кто не скорбит о распаде СССР, тот не имеет сердца, а кто желает его восстановления, не имеет ума. Заново воссоздать Союз мы уже не сможем, однако имеем шанс вступления в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. И тогда восстановить традиции интернационализма будет намного проще.

– Недавно вы сделали заявление, что в 2014-м году на территории республики не будет расположенной в столичном аэропорту «Манас» авиабазы сил международной коалиции. Прежние правители республики тоже говорили об этом, но база, тем не менее, осталась.

– Вывод базы заложен в самом соглашении с Соединенными Штатами Америки, и это не выдумка Атамбаева. В 2014-м году истекает его срок. Вопрос о выводе мы поднимаем не за полгода до его истечения и не за год, а заранее. Чтобы коалиционные силы имели возможность хорошо подготовиться и вывести свои структуры из аэропорта «Манас».

Гражданский аэропорт должен быть гражданским аэропортом. В то же время, учитывая, что у коалиционных сил могут возникнуть какие-то проблемы с транспортировкой грузов в Афганистан и обратно, мы готовы создать гражданский центр транзитных перевозок на основе инфраструктуры нашего «Манаса».

Переговоры на эту тему уже проведены с представителями правительства России и, в принципе, мы допускаем возможность участия в создании такого гражданского хаба еще каких-либо государств. Хочу еще раз подчеркнуть, что это будет гражданский центр транзитных перевозок и, уверен, он начнет приносить финансовые и иные дивиденды в бюджет Киргизстана. Сможем ли мы вывести военную базу?

Считаю, что правительство США работает в соответствии с законами и с международными нормами. Под соглашением о том, что в 2014-м году коалиционных сил уже не будет в «Манасе», стоит подпись представителя правительства Соединенных Штатов.

– Многие эксперты уверены, что уход коалиционных сил из Афганистана автоматически приведет к обострению обстановки в центрально-азиатском регионе. И его государства, включая Киргизию, столкнутся с проблемой обеспечения собственной безопасности…

– Даже, несмотря на присутствие в Афганистане коалиционных сил, сил НАТО, угроза прорыва бандформирований на территорию стран региона все равно остается. Поэтому в нынешнем году мы вынуждены принимать меры по усилению наших Пограничных войск, увеличиваем их численность и финансирование.

В то же время, осознаем, что всех этих мер недостаточно. Возможно, сейчас повторюсь, но одной из причин решения о вступлении в Таможенный союз было желание обеспечить собственную безопасность. После того, как с Россией, Казахстаном и Белоруссией у нас будет единая внешняя граница, эти страны автоматически станут заинтересованы в ее укреплении.

Далеко не секрет, что сообща всегда легче и созидать, и обороняться. Надеюсь, в области обеспечения безопасности будут приняты какие-то решения и найдены механизмы разрешения проблемы внешних угроз.

– И последний вопрос. Оба сбежавших из Киргизстана прежних президента во время своего правления негласно отдавали часть механизмов управления страной близким родственникам? Вы также намерены баллотироваться на пост главы государства и в связи с этим вопрос : насколько ваша родня многочисленна?

– В свое время я был и министром, и главой правительства. Вот и сейчас работаю премьер министром. Но всегда твердо придерживаюсь одного принципа: если ты пришел на руководящую должность, ты должен забыть о своих родственниках. Поэтому в Киргизстане никто и никогда не слышал ни о моих детях, ни о других моих родственниках. Потому что их нет на государственной службе, их нет в бизнесе.

И не будет, это мой твердый принцип. Я сам должен подавать пример всем остальным государственным служащим о недопустимости протекции со стороны руководителя любого ведомства, а тем более, со стороны премьер-министра. Поэтому и в дальнейшем вы о моих родственниках ничего плохого не услышите.

Опасность попасть под влияние родни мне не грозит. Хотя, разумеется, некоторые мои родственники недовольны таким положением дел, когда приходя после моего прихода на какой-нибудь пост, они вынуждены оставаться без работы. Но другого выхода нет, я вынужден подавать пример.

Вадим Нешкумай (ИТАР-ТАСС , Бишкек)

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности