18+
29 Марта 11:58
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Как Самарканд трамваем обзавелся

Открытие линии было, естественно, приурочено к очередной годовщине большевистской революции: 7 ноября празднично украшенный первый самаркандский трамвай, под звуки революционных маршей, торжественно проделал свой путь.

В 1907 году властная  администрация вознамерилась открыть в Самарканде трамвайное движение.  И хотя предложения подобного рода поступали  от местных купцов и предпринимателей уже несколько лет подряд, только теперь отцы города сочли момент благоприятным.

Трамвай, по их мнению, должен был стать не только пассажирским транспортом, но и осуществлять грузовые перевозки с железнодорожной станции на товарные склады.

Специально для этой цели были заказаны в России специальные открытые платформы. Первоначально было решено построить рельсовую дорогу от вокзала до центра города.

Были определены подрядчики  и исполнители, выделены из бюджета необходимые средства. Предварительные работы начались с планировки улиц, по которым предполагали пустить трамвай. Затем стали подыскивать наиболее подходящее место для сооружения центральной электрической станции. После долгих споров решили, что лучше всего установить ее на канале Даргом.

Казалось бы, все подготовительные вопросы решены и настала пора приступить к укладке рельсового пути. Однако возникшие  финансовые проблемы, а затем и другие обстоятельства объективного и субъективного характера помешали городской администрации решить назревшую транспортную проблему.

И хотя вопрос о трамвае неоднократно поднимался и в последующие годы, претворить идею в жизнь удалось лишь значительно позднее.

После размежевания Туркестанского края  и образования среднеазиатских советских республик, Самарканд, как известно, стал первой столицей Узбекистана. Тогда – то, в 1924 году, местные власти приняли решение в кратчайшие сроки проложить узкоколейку от железнодорожного вокзала до бывшей улицы Ленина.

Работа шла ударными темпами и уже к осени того же года была завершена. Открытие линии было, естественно, приурочено к очередной годовщине большевистской революции: 7 ноября празднично украшенный первый самаркандский трамвай, под звуки революционных маршей, торжественно проделал свой путь.

Позднее трамвайную линию продлили до бывшей крепости (между нынешним областным хокимиятом  и институтом иностранных языков). Самаркандский трамвай более сорока лет исправно выполнял свою функцию, однако в конце шестидесятых годов минувшего столетия городские власти упразднили этот вид транспорта, якобы мешавшего движению автобусов и легковых автомобилей.

А более ста лет тому назад, в то самое время, когда Самарканд лишь планировал пуск трамвая на электрической тяге, в городской совет все чаще стали поступать жалобы горожан на  мздоимство  извозчиков, произвольно взвинчивавших цены за проезд. Так как в те годы иного пассажирского транспорта попросту не было, власти оперативно отреагировали на «письма трудящихся».

В начале мая 1924 года состоялось заседание рабочего аппарата горсовета, решавшего вопрос «о таксе за езду легковых извозчиков города Самарканда».

После бурных споров аппаратчики пришли к соглашению и установили твердые цены. Отныне езда в один конец по городу для одного или двух седоков стала стоить пятьдесят копеек, для трех, соответственно, шестьдесят. Маршрут от города до железнодорожного вокзала для одного или двух человек обходился теперь  в один рубль пятьдесят копеек, а для троих – в два рубля.

Поездка же от центра города до площади Регистан оценивалась соответственно в шестьдесят и семьдесят пять копеек. На кишмишный, рисовый и мучной базары, в старый город, на Чаррагу и больницы пассажиры должны были отныне  платить один рубль за двоих, троим же это обходилось в один рубль двадцать пять копеек.

Были четко продуманы и оценены всевозможные маршруты как внутри города, так и за его пределами. Отмечу лишь, что наиболее дорогими в то время считались поездки в Ближние лагеря (два рубля пятьдесят копеек на троих) и маршрут «Старый город – вокзал» (три рубля на троих). Езда же по городу оценивалась в два рубля за один час.

Как и у наших современных таксистов, ночные поездки оплачивались дороже, чем дневные. Однако этот тариф, в отличие от наших дней, не превышал полуторной таксы.

Этот же тариф действовал и в праздники, совсем не характерные для коммунистических властей: таковыми Самаркандский горсовет определил Рождество, Пасху и Новый год…

В дореволюционный период в состав Самаркандской области входили два уезда, ныне выделившиеся в самостоятельные территориальные единицы: речь идет о Джизаке и Ходженте. С последним, входящим ныне в состав Республики Таджикистан, был практически связан почти весь рыбный промысел нашей области, так как именно там протекала (и протекает ныне) река Сыр-Дарья.

Столетие назад рыболовство в Ходжентском уезде разделялось на речное и озерное. В упомянутой реке ловили шипа, усача, жереха, сома, сазана и плотву; в озерах тоже водились сазаны и щуки, сомы, жерех и плотва. В весенний период рыболовство было запрещено, так как в это время происходило икрометание. Рыболовная путина на реке Сыр-Дарье начиналась 1 июля и продолжалась до 1 января.

Однако ловить рыбу могли лишь те граждане, которые приобрели на то специальное разрешение властей – платный билет на право ловли. Пойманную в Ходжентском уезде рыбу обычно сбывали в Ташкенте и Самарканде. Сазан продавался по 10-12 копеек за фунт, шип же шел за 40-70 копеек.

Ловили рыбу неводами, сетями и удочками. У местных рыбаков (балыкчи) существовал еще один, тайный, способ ловли, который жестко преследовался властями. Это метод, именовавшийся «хищническим», заключался в том, что рыбу ловили на хлебный шарик, начиненный какой-либо  отравой.

Эти шарики бросали  в воду и ждали, когда отравленная рыба всплывет на поверхность. Оставалось лишь собрать ее в мешки и продать.

Главными потребителями рыбы в Самарканде были местные и европейские евреи, мусульмане же потребляли ее с опаской и в гораздо меньших количествах. Они не жарили, а варили ее в растительном масле…

Человеку свойственно говорить о погоде: мы радуемся ей или сетуем на нее, но все  понимаем, что от погоды зависит и наше здоровье, и наш быт, и наше настроение. В последнее время люди все чаще замечают изменение привычного климата. И многим хочется знать, всегда ли в Самарканде была стабильная погода?

Обобщив существующие данные об этом за вторую половину XIX  и первую половину XX  века, можно констатировать следующее: уже в январе и феврале было немало сухих и теплых дней, что позволяло дехканам приступить к обработке полей под посев яровых. А в конце февраля начинали цвести деревья и кустарники, на полях появлялись фиалки.

Степи в феврале-марте покрывались свежей зеленью. Но  в то же время весна была самым ненастным временем года.

В конце марта заканчивался сев яровых – пшеницы, ячменя и льна – под дождь. В апреле поля готовили под хлопчатник. В мае сеяли рис и жали озимый ячмень, на место которого высевали джугару. В летнее время дождей почти не бывало, зато часто (в июне-июле) свирепствовал губительный для растений горячий ветер – гармсиль.

В конце августа начинался  и в октябре оканчивался листопад, бывали и холодные дожди. В начале сентября созревала кукуруза, в конце – рис и джугара. Хлопок собирали с сентября по ноябрь. Зимы же в Самарканде, за редким исключением, были весьма короткими, мягкими и малоснежными.

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности