18+
24 Апреля 09:36
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Чёрный миллион

Кто такие – черносотенцы? Мрачные ребята из торговых рядов, активно пьющие мастеровые из ремесленных слобод, угрюмые иереи мелких православных приходов. Все – объединённые ненавистью к иноверцам и патологически приверженные Домострою.

Кто такие – черносотенцы? Мрачные ребята из торговых рядов, активно пьющие мастеровые из ремесленных слобод, угрюмые иереи мелких православных приходов. Все – объединённые ненавистью к иноверцам и патологически приверженные Домострою, чуть что хватающиеся за хоругви и кастеты.

Стоит где-то в России кому-то вспомнить о правах государствообразующего этноса, заговорить об уваровской триаде «православие, самодержавие, народность», поддержать правоконсервативную идею, как мастера СМИ немедленно извлекают из запасников памяти рождённое после 1917 года клише – и ну штамповать! «Черносотенцы поднимают голову!», «Завтра жди погромов!», «Тёмные силы нас снова гнетут!!!»…

Уверен, многие коллеги даже не пытались хотя бы экскурсионно ознакомиться с тем политическим движением, что охватило Россию в начале ХХ века. И уж тем более – вникнуть в причины его появления.

Есть другие властители дум, представляющие откровенно либеральный лагерь. И для них обвинения политических соперников, а порой и проявивших организованное недовольство простых людей  в «черносотенстве» – отличный способ напугать и так основательно напуганное общество с помощью технологий, столь умело созданных их дореволюционными предшественниками. А позже – политтехнологами ВКП(б)-КПСС.

Кстати, о главном технологе партии большевиков. Некто Ульянов-Ленин в 1913 году писал о черносотенном движении: «Это тёмный мужицкий демократизм, самый грубый, но и самый глубокий». Странно, верно?  

21 ноября 1905 года в Петербурге, в квартире врача Александра Дубровина, был создан главный совет Союза русского народа. Сегодня, спустя сто с лишним лет, большинству граждан России это не говорит ровно ни о чём. Но если упомянуть «Чёрную сотню», эмоций, без сомнения, прибавится.

Сработает ещё один историко-политический стереотип, умело навязанный нам за минувший век. И вновь привидятся толпы лавочников, идущих по улицам русских городов громить еврейские кварталы и квартиры вечно думающих о России интеллигентов.

Попробуем хоть немного разобраться.

Помимо Союза русского народа (СРН) с конца 1905-го по 1917 год работало много общественных организаций правоконсервативного толка: Русская монархическая партия, Союз Михаила Архангела, Союз русских людей, Русское собрание и другие.

В 1907 году только СРН имел более 900 отделений по всей стране и свыше 400 тысяч членов. Без всякого преувеличения можно сказать, что «чёрная сотня» крайне правых, стоявших на позициях национализма и монархизма, превратилась в «чёрный миллион». Если не больше.

Некоторые организации призывали к радикальной форме политической борьбы, но в большинстве своём черносотенцы вели легальную работу. Съезды, газеты, митинги, думские мандаты и т.д.

В «чёрных сотнях» числились не только лавочники и другие мелкие собственники. Хотя кто сказал, что лавочник – это обязательно негодяй?

Козьма Минин тоже был из их числа, держал мясную лавку и скотобойню в Нижнем Новгороде. И сформированное им народное ополчение носило именно такое название – «из людей чёрной сотни».

«Вестник Европы» в номере 23/24 за 1826 год так объяснял суть термина: «Чёрных сотен и слобод купцы, также посадские тяглые люди; в их числе крестьяне патриаршие, монастырские, боярские, окольничих и всяких чинов люди, поповы дети, дьячки, пономари, ямщики, охотники и всякие вольные ремесленные и служилые люди…». То есть русский народ.

Но к русскому народу причисляли себя и такие деятели черносотенного движения, как патриархи Тихон и Алексий I, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, священномученик отец Иоанн Восторгов, митрополиты Антоний (Храповицкий), Серафим (Чичагов), учёный Дмитрий Менделеев, поэт Михаил Кузмин, историк Дмитрий Иловайский, политик Владимир Пуришкевич.

А вот и совсем «лавочные» фамилии: князья Волконский, Голицын, Куракин, Лобанов-Ростовский, Шаховской, Трубецкой, графы Апраксин, Шереметевы, Бобринский, Толь, Игнатьев. Вместе с ними – министры, генералы, артисты, писатели, журналисты. Тяготели к «чёрной сотне» художники Васнецов, Нестеров, философ Розанов.

К слову, последний был убеждён в том, что продли Господь время земной жизни Достоевскому, Фёдор Михайлович неизбежно пришёл бы в одну из черносотенных организаций. Что сделала вдова великого писателя Анна Достоевская.

Была ли пролита черносотенцами кровь подданных государя? Погромы 1905-1906 годов – это главный аргумент, посредством которого у нас до сих пор пытаются – и успешно! – очернить черносотенцев. Но есть ли у этого аргумента факты?

Ни один документ не доказывает, что так называемые еврейские погромы в западных губерниях России были организованы черносотенными организациями. Во-первых, большинство погромов прокатилось по стране тогда, когда этих организаций ещё не существовало. Исключая сугубо мирное и респектабельное Русское собрание. Во-вторых, погромы носили не антисемитский, а антиреволюционный характер. В-третьих, лидеры черносотенства и Церкви неоднократно и публично выступали с резкой критикой погромщиков.

Впрочем, это специальный вопрос, о котором подробно в одной статье не скажешь.

Но вот то, что сказать необходимо: после октября 1917 года все черносотенные организации были запрещены. Большинство их активистов уничтожено.

Сейчас в СМИ легко и изящно оперируют возрождёнными политическими терминами. Например, «эсеры». Причём очевидно, что никакой негативной нагрузки это сокращение названия одной из думских партий не несёт.

То ли не знают, то ли забыли, что отличительной чертой политической программы эсеров в начале ХХ века было использование систематического террора. Террористы Гершуни, Азеф, Савенков – это эсеры, а не черносотенцы.

Также лояльно относимся к слову «большевики». Понятно, что за ним – мужские костюмы и кондитерские изделия. Но не только пиджаками и конфетами памятны носители названия в России.

А вот ещё доброе слово – «чекисты». Кстати, через месяц профессиональный праздник у ФСБ. Так в обиходе и называют – День чекиста. Мило и ласково, согласитесь?

Но представьте, что будет, если кто-то публично предложит отметить День памяти «Чёрной сотни»?

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности